Открыт метод экстренной эхолокации у летучих мышей

«Когда мышь встречает плотно расположенные преграды, ей приходится адаптировать свой метод эхолокации, — говорит ведущий автор исследования Мэри Бейтс (Mary Bates). — Только так ей удаётся получить приемлемую скорость обновления данных об обстановке» (фото James Simmons Lab/Brown University).

Когда число препятствий вокруг резко увеличивается, летучие мыши так же резко меняют тактику посыла сигналов в пространство – это экспериментально выяснили биологи из университета Брауна (Brown University) совместно с японскими коллегами.

Учёные смоделировали условия густого леса, подвесив к потолку испытательной камеры пластиковые цепи, образовавшие подобие лабиринта. В нём отражённые звуки накладываются друг на друга, что теоретически должно мешать зверьку точно определить положение окружающих его предметов.

На головах участвовавших в эксперименте больших бурых летучих мышей (Eptesicus fuscus) были закреплены миниатюрные беспроводные микрофоны, записывавшие писк животных. Ещё один комплект микрофонов, регистрировавший отражённые звуки, установили в экспериментальной камере.

Оказалось, что E. Fuscus в сложных условиях вместо одиночных звуковых сигналов посылают их парами — временной интервал, отделяющий импульсы в паре, составляет 20–40 мс. Более того, для точной ассоциации эха с конкретным импульсом летучие мыши просто изменяют частоту издаваемых звуков — первый импульс сдвигается на 3–6 кГц вверх, а второй — на те же значения вниз (послушать этот звук можно здесь).

Как говорят авторы исследования в пресс-релизе, по-видимому, дублирующие сигналы и частотный сдвиг — эволюционное приспособление, позволяющее E. Fuscus ориентироваться в сложных внешних условиях.

Статья учёных опубликована в PNAS. Напомним, не так давно был проведён опыт, показавший необычную "ракетообразную" стратегию охоты этих животных. Полёт мышей тогда отслеживали инфракрасные видеокамеры высокого разрешения.

Ключи и замки отыскали друг друга в микромире