Жабы оказались лучшими предсказателями землетрясений

Учёные следили за колонией жаб 29 дней, что дало им полную картину динамики поведения этих созданий (фото Stefan Jansson).

Одно из немногих научно документированных свидетельств аномальных изменений в поведении животных задолго перед землетрясением, а также во время и после него предоставила Рейчел Грант (Rachel Grant) из британского Открытого университета (Open University) и её коллеги из Оксфорда (University of Oxford).

Биологи описали поведение жаб на примере довольно сильного (6,3 балла) землетрясения, случившегося 6 апреля 2009 года в итальянском городе Л’Акуила (L’Aquila). Грант изучала колонию обыкновенных жаб (Bufo bufo) на озере San Ruffino, которое находилось в 74 километрах от города и, соответственно, эпицентра того землетрясения.

За пять дней до землетрясения число самцов в колонии упало на 96%, и это было необычно, так как массовый побег произошёл в разгар сезона размножения и пропажу нельзя было объяснить погодными аномалиями.

За три дня до удара число гнездящихся пар жаб упало до нуля. Никакой активности не наблюдалось и во время землетрясения, от первого его удара и до самых последних толчков. Лишь через шесть дней после «подземной грозы» жабы вернулись и вновь начали откладывать икру.

Рейчел считает, что жабы бежали на возвышенности, дабы снизить риск попадания под камнепады, оползни или пережить наводнение. Как земноводные узнали о приближении грозного явления — в точности не известно, но авторы исследования отмечают, что другой группой учёных перед землетрясением были обнаружены возмущения в ионосфере.

Биологи отмечают, что распространённые истории о предсказаниях землетрясений животными, как правило, являются «воспоминаниями постфактум», а сами аномалии в поведении братьев меньших относятся к моментам незадолго до разгула стихии, а не за несколько дней, как данном случае. К тому же в основном такие свидетельства связаны с домашними или лабораторными животными, а вот в дикой природе подобное предсказание изучено мало.

Детали исследования можно найти в статье в Journal of Zoology. Читайте также о том, как учёные научились предсказывать землетрясение за 10 часов.

Расшифрован язык пятнистых гиен