Шаттл Discovery отправился за женским рекордом

После завершения нынешней миссии шаттлам останется выполнить всего три полёта до выхода на пенсию (кадр NASA TV).

5 апреля в 14:21 по московскому времени челнок Discovery (STS-131) стартовал к МКС, приблизив ещё немного момент завершения строительства и оснащения станции.

Командир Алан Пойндекстер (Alan Poindexter) и его команда повезли на орбитальный форпост транспортный модуль MPLM Leonardo, который временно будет пристыкован к МКС. Этот «склад» наполнен различными запчастями, оборудованием и расходными материалами, в сумме тянущими на 7,7 тонны.

Если предыдущий полёт челнока был «сборочным», то нынешний — одна из последних миссий снабжения, столь важных для будущего станции. Среди «гостинцев»: установка для наблюдений за Землёй WORF (Window Observational Research Facility), тренажёр MARES (Muscle Atrophy Research and Exercise System), стойка для экспериментов EXPRESS, ещё одна спальная каюта, которая будет смонтирована в модуле Harmony, и третий холодильник для биологических образцов MELFI (о такой установке мы рассказывали).

WORF, MARES и спальный отсек (фото NASA).

За время 13-дневной экспедиции астронавтам предстоит провести три выхода в открытый космос, чтобы установить на станции новые баллоны для аммиака, смонтировать «эксперимент» снаружи японского модуля и заменить неисправный гироскоп.

Нынешний старт Discovery принёс мировой космонавтике любопытное достижение. Смотрите: помимо Алана в экипаж челнока входят Джеймс Даттон (James P. Dutton Jr.), Рик Мастраччио (Rick Mastracchio), Стефани Уилсон (Stephanie Wilson), Дороти Меткалф-Линденбургер (Dorothy Metcalf-Lindenburger), Наоко Ямадзаки (Naoko Yamazaki) и Клейтон Андерсон (Clayton Anderson). То есть на борту шаттла — три дамы.

А на МКС сейчас живут шесть человек. Это «старожилы» Олег Котов, Тимоти Кример (Timothy J. Creamer) и Соичи Ногучи (Soichi Noguchi), работающие на орбите с декабря. И только в минувшее воскресенье на станцию прибыл «Союз TMA-18» с тремя новыми участниками 23-й экспедиции (Expedition 23). Вместе с российскими космонавтами Александром Скворцовым и Михаилом Корниенко на МКС прилетела Трейси Колдвелл-Дайсон (Tracy Caldwell Dyson). Таким образом, впервые в истории в космосе находятся четыре женщины одновременно.

Трейси (вверху) и (слева направо) Дороти, Наоко и Стефани (фото Reuters, AP).

Обоснована гипотеза гибели мегафауны от удара кометы