В янтарной могиле открыта часть экосистемы мела

Янтарь обнаружили в северо-западной части Эфиопии, когда-то бывшей частью одного из суперконтинентов – Гондваны. Ранее образцы янтаря мелового периода в основном находили в регионах, входивших в состав другого протоконтинента, Лавразии (фото PNAS/Matthias Svojtka).

Интернациональная команда учёных нашла в Африке куски янтаря возрастом 95 миллионов лет, в которых сохранилось немало древних насекомых. Более тщательное исследование выявило в застывшей смоле множество других интересных подробностей.

Согласно пресс-релизу Американского музея естествознания, специалисты обнаружили в янтаре около 30 членистоногих — насекомых 13 семейств и пауков.

Также были найдены останки паразитических грибов, живших на смолянистых деревьях. Тщательно изучив состав смолы, исследователи пришли к выводу, что она практически не отличается от смолы деревьев миоцена, геологической эпохи, начавшейся 23 миллиона лет назад.

Две осы (0,4 и 0,6 миллиметров длиной) и трипс, запечатанные в найденном куске янтаря. Подробности можно узнать в пресс-релизе (фото University of Vienna).

Учёные отмечают, что деревья, застывшую смолу которых обнаружили в Эфиопии, принадлежали к покрытосеменным растениям. Это доминирующая сейчас на Земле группа появилась как раз в меловом периоде, но до сих пор все образцы янтаря той эпохи были продуктами жизнедеятельности более примитивных, голосеменных растений.

Статья с описанием открытия опубликована в PNAS. Напомним, в конце прошлого года другая команда нашла в 100-миллионолетней застывшей смоле муху-единорога. До этого янтарь уже подарил учёным самые древние хищный гриб и паутину, а также целый непрозрачный зоопарк.

Представлен новый метод датировки древностей