В Дубне получен 117-й элемент таблицы Менделеева

Все элементы, следующие в таблице за ураном (92 протона), нестабильны и в природе не встречаются. Однако их успешно получают в лаборатории. На рисунке схематическое изображение нового элемента (иллюстрация Kwei-Yu Chu/LLNL).

Российские учёные из Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) рассказали сегодня о том, что ими был получен новый химический элемент унунсептий.

Ещё в июле прошлого года физики из НИИ атомных реакторов в Димитровграде получили от своих коллег из американской национальной лаборатории в Окридже (Oak Ridge National Laboratory) 22 миллиграмма берклия-249. Этот изотоп химического элемента имеет в своём составе 97 протонов и 152 нейтрона и живёт всего 320 дней (период полураспада). В Димитровграде из него сделали мишень для кальция-48 (20 протонов, 28 нейтронов соответственно).

Берклий с атомным номером 97 также относится к неустойчивым элементам (иллюстрация Kwei-Yu Chu/LLNL).

Далее команда учёных под руководством Юрия Оганесяна поставила мишень на ускоритель циклотрон У-400 в Дубне и в течение 150 дней проводила столкновения элементов.

Чуть позже исследователи из ОИЯИ и Ливерморской национальной лаборатории (LLNL) зафиксировали образование шести атомов двух изотопов 117-го элемента. Время полураспада «тяжёлого» (он содержит 177 нейтронов) составило 78 миллисекунд, а «лёгкого» (176 нейтронов) – 14 миллисекунд.

Их распад с рядом промежуточных звеньев приводит к образованию 105-го элемента дубния (источник – изотоп с 177 нейтронами) и 111-го элемента рентгения (сырьё для него — изотоп унунсептия с 176 нейтронами). Сравнение двух этих цепочек реакций позволит учёным исследовать свойства нового сверхтяжёлого элемента.

Получение нового элемента, успешно вставшего между соседями – уже полученными 116-м и 118-м элементами, доказывает существование так называемого острова стабильности для сверхтяжёлых элементов (иллюстрация ОИЯИ, Nucleonica, ORNL).

Известно, что статья авторов открытия принята к публикации в журнале Physical Review Letters. Официального имени у 117-го элемента пока нет. Но, если его существование будет подтверждено, он повторит судьбу 112-го элемента, обретшего недавно своё полноценное название.

Найден способ прямого перевода механической энергии в химическую