Прояснён состав летней атмосферы Тритона

Средняя температура поверхности на Тритоне составляет около минус 235 градусов по Цельсию. Тем удивительнее первое свидетельство, что солнечные лучи и здесь способны вызывать заметные перемены в погоде по мере прохождения Нептуном и его семьёй орбиты вокруг светила (иллюстрация NASA/JPL/U. S. Geological Survey).

О свежих открытиях на Тритоне сообщила международная команда астрономов, воспользовавшаяся возможностями криогенного высокоточного инфракрасного спектрографа на телескопе VLT Европейской южной обсерватории (ESO).

Давление атмосферы на поверхности Тритона сейчас составляет 40-65 микробар, примерно в 20 тысяч раз меньше земного. Но это значение, вычисленное по результатам новых измерений, примерно вчетверо выше того, что было получено в 1989 году, когда систему Нептуна посетил Voyager 2.

Тогда «стрелка манометра» показывала 1/70000 атмосферы. Причина столь явного утолщения «воздушного одеяла», очевидно, в смене сезона. Voyager застал на Тритоне весну, в 2000-м там уже было летнее солнцестояние, да и сейчас ещё разгар лета.

Большую часть атмосферы Тритона составляет азот, также там содержится немало метана. Его на Тритоне обнаружил всё тот же Voyager, но теперь в первый раз этот газ был зафиксирован в наземных наблюдениях и показана его большая роль в местном климате.

Главное же нынешнее открытие — присутствующий в атмосфере спутника монооксид углерода. Ранее было известно, что на Тритоне угарный газ имеется в виде льда.

Теперь Эммануэль Леллуш (Emmanuel Lellouch) из Парижской обсерватории (Observatoire de Paris) и его коллеги из Франции и Германии обнаружили, что содержание CO в верхних слоях ледовой оболочки Тритона на порядок выше, чем в глубоких, и что монооксид сейчас сублимирует, пополняя атмосферу (вместе с испаряющимся метаном и азотом).

Хотя каждый сезон на Тритоне (он показан на переднем плане) длится более 40 лет, учёным не так-то просто уловить тонкие перемены в атмосфере столь далёкого от Солнца объекта (иллюстрация ESO/L.Calçada).

Изучение таких процессов имеет большое значение для понимания геологии и атмосферы Плутона, других карликовых планет и объектов пояса Койпера, ведь считается, что Тритон является их родным собратом и некогда просто был захвачен Нептуном.

Подробности исследования раскрывает пресс-релиз ESO и статья в Astronomy & Astrophysics. Читайте также о недавно обнаруженном южном вихре Нептуна и других удивительных открытиях во внешних пределах Солнечной системы: покраснении Плутона и большом красном пятне на Хаумеа, первой геологической карте Ганимеда и следах сезонных штормов на Эриде.

Шаттл Discovery отправился за женским рекордом