Обнаружено влияние плохой погоды на птиц

Никарагуанские бородатые манакины (Corapipo altera) – птицы размером с синицу. Питаются они в основном фруктами и некоторыми насекомыми, без еды могут протянуть максимум несколько часов (фото joel n rosenthal/flickr.com).

Оказывается серое небо и дожди негативно сказываются не только на людях, но и на птицах. То, что это верно по меньшей мере для никарагуанских бородатых манакинов, установила Элис Бойл (Alice Boyle) из университета Западного Онтарио.

Экологи давно заметили, что некоторые тропические птицы в течение года меняют высоту, на которой проживают. Учёные полагали, что перемещение определяется наличием пищи, однако подобное объяснение работало далеко не во всех случаях.

В поисках ответа на давний вопрос Бойл со товарищи отправились в Коста-Рику. Некоторые местные манакины спускаются с больших высот во время сезона дождей, большее количество которых выпадает именно в горах. Проливные дожди значительно усложняют охоту и почти не позволяют пернатым летать, в результате они голодают.

В ходе эксперимента учёные расставили сети-ловушки на разных высотах. С середины октября до конца декабря орнитологи брали анализы крови у пойманных птиц. Оказалось, что уровень гормона стресса во время дождя у пернатых был выше, чем в обычные дни. Содержание вещества, свидетельствующего о сжигании запасов жира, также было выше, что говорило о голодании.

Получается, что дожди влияют как на поведение, так и на физиологию птиц. Возможно, стресс вынуждает Corapipo altera поискать себе места посуше и более богатые пищей (если уж птица в ливень не летает, то бабочка тем более). Впрочем, это, конечно, не означает, что все птицы, меняющие от сезона к сезону высоту проживания, мигрируют по этой же причине.

Самцы Corapipo altera (на фото) имеют другой окрас и меньшие размеры, нежели самки. Из-за этого «разночтения» мужским особям приходится искать пищу чаще. Может, поэтому их среди спускающихся манакинов больше (фото Steve Garvie).

Статья Бойл и её коллег опубликована в Proceedings of the Royal Society B. Узнайте также о том, как на пернатых необычным образом влияют загрязнение природы, городской шум и тепло, подкормка, перегон скота, вырубка лесов и сноубордисты.

Мыши-мутанты помогли дополнить теорию эволюции