Гексагон Сатурна воссоздан в лаборатории

На снимке – сатурнианский гексагон на столе. Похожие многоугольные структуры, как утверждают авторы нового исследования, иногда возникают внутри земных ураганов, но очень быстро исчезают, в отличие от «суперволны» на шестой планете (кадр Ana Claudia Barbosa Aguiar).

Гигантский гексагон — загадочный феномен атмосферы Сатурна — стал чуть ближе для понимания после эксперимента, проведённого учёными из Оксфорда (University of Oxford).

Напомним, шестиугольный вихрь с поперечником в 25 тысяч километров, «живущий» на северном полюсе газового гиганта, образован сложной облачной системой, уходящей вглубь планеты. (Об истории открытия и изучения гексагона можно узнать в нашей новости и отправившись по ссылкам в ней.)

Чтобы выяснить, как возникает такое образование, исследователи поставили на вертящийся стол 30-литровый баллон с водой. Она моделировала атмосферу Сатурна и её обычное вращение. Внутри учёные поместили маленькие кольца, вращающиеся быстрее ёмкости. Это генерировало миниатюрные вихри и струи, которые экспериментаторы визуализировали при помощи зелёной краски.

Реальный сатурнианский гексагон в инфракрасном свете (на врезке) и его лабораторная модель (фото Anna Claudia Barbosa Agular; NASA/JPL/University of Arizona).

Чем быстрее вращалось кольцо, тем больше становились вихри, заставляя близлежащий поток отклоняться от круговой формы. Таким образом авторам опыта удалось получить различные фигуры — овалы, треугольники, квадраты и, конечно, искомый шестиугольник.

Учёные сопоставили данные опыта с происходящим на Сатурне и выдвинули предположение, что в его высоких северных широтах отдельные струйные течения разогнаны как раз до той скорости, при которой формируется нечто вроде устойчивой волны — планетарный гексагон. И хотя «расследование» не раскрывает происхождения подобных течений, оно показывает, почему вся система столь красива и, главное, столь долго живёт.

Прочие детали работы вроде нелинейного уравновешивания баротропно неустойчивых зональных потоков раскрывает статья в Icarus. Читайте также о вертящихся треугольных каплях воды и узнайте, какое они имеют отношение к чёрным дырам.

Впервые в деталях снято страшное затмение сверхгиганта