Выявлено положительное влияние молний на грибы

Японские фермеры, выращивающие грибы, которые давно стали неотъемлемой частью национальной кухни, вот уже много десятилетий радуются, когда над их полями проносятся грозы с молниями. Бытует мнение, что небесные разряды увеличивают урожайность грибниц (фото Koichi Takaki).

Действительно ли молнии способствуют увеличению урожая грибов, проверили учёные из университета Ивате (Iwate University). Четырёхлетнее исследование десяти видов принесло интересные результаты.

Обычная молния несёт в себе миллиарды вольт. При прямом попадании грибы, конечно же, сгорают. Однако электрический заряд, распространяющийся через почву, как ни странно, подстёгивает размножение грибов. Японские учёные соорудили небольшие садики (высеяли споры на брёвна) и подвергли их воздействию искусственных молний. Оказалось, что наиболее благоприятно грибы переносят разряды в 50-100 тысяч вольт, длящиеся не более одной десятимиллионной доли секунды.

Вверху: устройство, вырабатывающее искусственные молнии. Внизу: эксперимент проводился в древесном питомнике в горах близ города Мориока (фото Iwate University).

«Мы обнаружили, что у 8 из 10 видов грибов необычная методика даёт лучший результат, чем традиционные методы выращивания», — говорит Коити Такаки (Koichi Takaki), один из авторов работы. Увеличение урожайности вдвое показали грибы шиитаке, а «выход» намеко увеличился на 80%.

Японские исследователи выяснили, что грибы поначалу реагируют на искусственные молнии понижением выработки белков и ферментов в гифах, а потом её внезапным увеличением.

Причину, по которой гифы так реагируют на разряд, ещё предстоит выяснить. Но логично предположить, что, вызывая своеобразный репродуктивный взрыв, грибы защищаются от возникающей опасности. «Для них разряд молнии – серьёзная угроза, которая может легко их уничтожить. Поэтому они должны успеть регенерироваться до того, как их, возможно, поджарят. Почувствовав приближение опасности, грибы ускоряют своё развитие», — полагает ещё один исследователь Юити Сакамото (Yuichi Sakamoto).

Сейчас команда Такаки тестирует технологию на японской редьке и заодно разрабатывает безопасный вариант коммерческого «молниеносного устройства». Известно также, что другие научные группы занимаются проверкой урожайности «облучённых» семян рапса, бобов и некоторых видов лилий. (Читайте о "сборщике молний".)

Открыто уникальное поведение крупнейшего вируса