Биологи связали запах CO2 с продолжительностью жизни

Дрозофила, у которой в антеннах отсутствуют нейроны, «чувствующие» запах CO2 (фото Scott Pletcher/University of Michigan).

Как влияют на продолжительность жизни мушек дрозофил (Drosophila melanogaster) какие-то определённые запахи и обоняние в целом, выяснили Скотт Плетчер (Scott Pletcher) из университета Мичигана и его коллеги из других институтов США.

Давно известно, что ограничение потребления калорий продлевает жизнь многим живым организмам (среди них не только черви, но и приматы, правда, по поводу человека учёные никак не определятся). Некоторые учёные полагают, будто ключевую роль играет вовсе не количество пищи, а запахи.

Так, в 2004 году было установлено, что удаление нейронов, ответственных за обоняние, не просто лишает червей этого чувства, но продлевает им жизнь. То же самое Плетчер в своё время проделал с дрозофилами, в результате их жизни удлинились на 20%. Теперь же выяснилось, что большой вклад вносят рецепторы CO2, которые сигнализируют мушкам о том, что рядом есть вкусная пища.

Можно ли будет перенести результаты данного исследования на человека, покажет время. Однако было бы приятно знать, что отказавшись от определённого запаха, к примеру, с помощью таблеток, можно было бы не опасаться некоторых болезней, обусловленных старением организма (фото Iryna Shpulak).

Биологи вырастили мутантных дрозофил, у которых отсутствовали эти рецепторы (остальную обонятельную систему оставили в норме). Кормили насекомых как обычно. Операция никак не повлияла на продолжительность жизни мужских особей D. melanogaster, а вот женские прожили в среднем на 30% дольше контрольной группы, при этом сохранили больше жиров, приобрели бóльшую стрессоустойчивость и произвели на свет нормальное потомство.

В своей статье в журнале PLoS Biology авторы предполагают, что из-за отсутствия чувствительности к диоксиду углерода мозг не получает сигналы о наличии пищи. В результате организм начинает экономить запасы, готовиться к выживанию.

Узнайте также о том, как на долголетие влияют наличие двух матерей, уровень образования, гены, активность теломер, физические нагрузки и скорость реакции.

Закалённые грибы указали на новые регионы жизни