Нобелевский подход впервые поборол человеческий вирус

Респираторно-синцитиальный вирус (RSV) опасен для детей, поэтому тестирование проводили на взрослых – они переносят инфекцию легче (иллюстрация American Society for Microbiology).

Миниатюрные молекулы РНК позволили Джону Девинченцо (John DeVincenzo) и его коллегам из научного центра здоровья университета Теннеси впервые в мире проконтролировать распространение опасного вируса в дыхательных путях человека.

Медики воспользовались методом РНК-интерференции. За его изобретение учёные в своё время получили Нобелевскую премию по медицине. И вот спустя 4 года технология помогла избавиться от вируса, заражение которым приводит к развитию острых респираторных инфекций.

Ранее подобные эксперименты давали положительный результат только на животных. На этот раз биологи заставили замолчать гены вируса, распространяющегося в человеческом теле. 88 участников исследования поделили на две группы. Одним выдали спрей для носа, содержащий малые интерферирующие РНК (siRNA), другим – плацебо.

Всех попросили пользоваться «лекарством» в течение пяти дней. На третьи сутки людей заразили живым вирусом. На 11-й день проверили его наличие. Оказалось, что у тех, кто лечился при помощи малых РНК, RSV присутствовал лишь в 44% случаев, против 71% у остальных испытуемых. Известно, что заражение вирусом происходит вне зависимости от готовности иммунной системы. Так что наблюдаемую разницу на этот счёт отнести нельзя.

Сейчас Девинченцо тестирует метод на пациентах, которым были пересажены лёгкие. В дальнейшем медики подумывают о проверке методики на детях. Жаль РНК-интерференция пока не в состоянии помочь больным с другими инфекциями – ещё не ясно, как доставлять малые РНК в клетки-цели. (Другие подробности – в статье PNAS.)

Читайте также о том, как учёные рапортовали о заражении людей вирусом растения, об обнаружении вирусного кода в ДНК человека, расшифровке генома ВИЧ и изучении атомов оболочки вируса Penicillium stoloniferum F.

Сканирование мозга предсказало мысли о самоубийстве