Гены грибка сделали тлю фабрикой каротиноидов

Животные получают каротиноиды с пищей. Тля же «научилась» вырабатывать их сама, позаимствовав соответствующий кусок кода у грибка. И если передачу генов между микроорганизмами биологи уже наблюдали, то между грибками и животными замечают впервые (иллюстрация Zina Deretsky/National Science Foundation).

Гороховая тля (Acyrthosiphon pisum) – единственное известное животное, которое способно производить свои собственные каротиноиды, вещества, окрашивающие в яркие красные и жёлтые цвета перцы и томаты. Растительный пигмент в насекомых обнаружили биологи из университета Аризоны (University of Arizona).

Процесс образования каротиноидов в теле животных исследовали Нэнси Моран (Nancy Moran) и Тайлер Джарвик (Tyler Jarvik). Поспособствовали этому расшифровка генома насекомого и случай, произошедший в лаборатории Моран. Изучая разноцветных A. pisum, биологи сравнили генетический материал тли, симбиотических бактерий и патогенных грибков, с которыми соседствует тля. Так выяснилось, что именно ген грибка «переселился» в ДНК насекомого.

Гороховые тли бывают как зелёными, так и красными. Размножаются они при помощи клонирования: мать производит на свет генетически сходных дочерей. Нынешнему открытию поспособствовало внезапное появление жёлто-зелёной мутантной тли (фото Charles Hedgcock/R. P. B.).

У человека каротиноиды поддерживают в здоровом состоянии глаза, кожу и кости, к тому же бета-каротин является составной частью витамина А. Для чего эти вещества нужны тле, ещё предстоит узнать.

Нынешнее исследование ещё раз иллюстрирует, как часто живые организмы (и их генетический материал) перемешиваются между собой, что различий не так много, как иногда кажется.

«Возможно, это открытие станет единственным в своём роде. Но выводы многих предыдущих генетических исследований показывают: то, что однажды предстало перед учёными в качестве единичного примера, вскоре оказывается весьма распространённым явлением», — говорит Нэнси.

Более подробно обо всех этапах исследования рассказывает пресс-релиз университета и статья авторов работы в журнале Science. (Узнайте также о том, как в ДНК одного биологического вида был обнаружен полный геном другого, и о том, как бактерии поделились своими генами с медузами.)

Открыто уникальное поведение крупнейшего вируса