В организме дрозофил обнаружены бесполые клетки

«Мы видим, что работа определяющего пол гена следует чётко отрегулированному графику», – рассказывает в пресс-релизе глава нынешнего исследования Брюс Бейкер (Bruce Baker). На фото клетки усиков мушек, пояснения в тексте (фото HHMI).

Особи женского и мужского пола выглядят по-разному, при этом некоторые части тела у них неотличимы друг от друга. Значит ли это, что отдельные клетки и ткани точно не знают, какому организму принадлежат, решили выяснить биологи медицинской школы Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute).

Бейкер около 30 лет изучает, какие гены регулируют определение пола (и последующее развитие) отдельных органов и тканей плодовых мушек.

Известно, что гены последовательно влияют на работу друг друга, но последним в этой цепочке стоит ген doublesex (dsx), разные формы которого у разных полов определяют появление тех или иных характерных черт. Ранее считалось, что dsx присутствует и работает в каждой клетке организма дрозофил.

Чтобы проверить или опровергнуть эту догадку, учёные научили клетки светиться зелёным светом при экспрессии dsx (они и видны на фото под заголовком). Таким образом исследователи обнаружили, что по мере развития мушек ген «проявлялся» в гениталиях и других отличных частях тел дрозофил, а в одинаковых его удалось застать лишь в некоторых клетках.

Получается, что организм дрозофил состоит из смеси клеток, часть из которых точно мужские или женские, а часть со своим статусом так и не определяются (не включая dsx, остаются бесполыми). Вероятно, когда-нибудь верность данного высказывания будет доказана и для других живых существ и даже для человека.

Статья авторов работы опубликована в открытом доступе в журнале PLoS Biology. Почитайте также о генетической природе появления гинандроморфизма, состояния, когда организм одновременно обладает признаками как женского, так и мужского начала.

Воссоздан белок-антифриз мамонта