Исследовано влияние отцовства на мозг

«Наша работа показывает, что социальное взаимодействие способствует развитию здорового мозга. Это в свою очередь улучшает общение особей в будущем. Эдакий замкнутый круг», – говорит в пресс-релизе глава нынешнего исследования Самюэль Вейсс (Samuel Weiss) (фото University of Calgary).

Мозг мышиных отцов, возившихся со своими дочерями и сыновьями после их рождения, перестраивается, выяснили специалисты университета Калгари (University of Calgary). Рост нейронов в зонах, ответственных за обоняние и память, помогает грызунам запоминать своё потомство.

Учёные поместили пары грызунов по отдельным клеткам, дали им спариться, выносить и родить потомство. В одной группе отцов удалили из клеток сразу же после рождения молодняка, в другой – через пару дней, дав им возможность общаться с потомством и матерью, в третьей – пересадили их в соседнюю клетку, разрешив лишь смотреть и принюхиваться.

Затем мужские особи переселили совсем, а спустя шесть недель (когда подрос молодняк) вернули их в первоначальные клетки, оставив в них лишь сыновей. Исследователи предположили, что те отцы, которые не нападали на своих сыновей и не обнюхивали их, признали потомство.

Отцы-мыши, взаимодействовавшие со своим потомством, показали рост числа нейронов в обонятельных луковицах и гиппокампе (от 25 до 40%). При этом и их поведение свидетельствовало о том, что они признали молодняк.

В тестирование не принимали участие дочери грызунов. Дело в том, что самцы могут спариться с ними. Это усложнило бы интерпретацию результатов исследования (фото Samuel Weiss/University of Calgary).

Биологи решили выяснить, какой механизм стоит за этим ростом нервных клеток. Для этого они исследовали мутантных грызунов, клетки мозга которых не чувствительны к гормону пролактину, вырабатываемому во время возни с молодняком. У них роста нейронов не наблюдалось. Кстати, они также не узнавали своё потомство спустя шесть недель.

Получается, именно этот гормон, ответственный за выработку молока у самок и развитие родительского поведения у обоих полов, определяет рост нервных клеток.

В статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, учёные отмечают, что, возможно, и у людей со временем образуется своеобразная пожизненная биологическая связь между отцами и потомством. Узнайте также о том, как влияет на мозг материнство.

Объяснена роль сновидений в формировании памяти