Обнаружена борьба растений и животных за пищу

Американская D. capillaris считается самой выносливой росянкой. Некоторые люди даже содержат её в качестве домашнего растения (фото University of South Florida).

Первый пример борьбы за еду между растением и животным зафиксировали на заболоченных почвах «цветущего» штата биологи университета Южной Флориды (USF). В необычной схватке сошлись пауки вида Sosippus floridanus и насекомоядные росянки Drosera capillaris.

Об открытии рассказал Джейсон Рор (Jason Rohr), который со своей командой изучал борьбу за мух, сверчков, муравьёв, ногохвосток и прочих насекомых между росянками, выделяющими на поверхности своих листьев вязкую слизь, и пауками, сооружающими свои смертоносные сети.

Поначалу, проследив за животными и растениями в дикой природе и подсчитав их количество, специалисты установили, что в присутствии большего количества росянок пауки плетут бóльшие сети.

Затем учёные проследили за жизнью S. floridanus и D. capillaris в стенах лаборатории. Поместив их в общий террариум, Рор и его команда выяснили, что в присутствии пауков росянки порождают меньше листьев, цветков и семян. (Подвижные пауки вылавливают большинство сверчков, и растениям приходится переходить на экономный режим питания.)

В статье, вышедшей в журнале Proceedings of the Royal Society B, учёные предполагают, что подобная борьба за ресурсы будет вскоре найдена и между другими видами. Например, ещё одним конкурентом в схватке за насекомых могут быть жабы-малютки, также встречающиеся в болотах Флориды.

Судя по тому как бесстрашно этот паук-волк передвигается по липким листьям, сами пауки не боятся пищеварительных ферментов росянок (фото Christopher V. Anderson).

Читайте о других необычных примерах взаимодействия между животными и растениями. Так, обмен некоторыми функциями привёл к появлению фотосинтезирующего слизняка и тли, вырабатывающей свои собственные каротиноиды. Кстати, недавно человек создал помесь рыбы и цианобактерии и, кажется, заразился вирусом растения.

Бактерии дружно прошли полосу препятствий