Вспышка сверхновой смоделирована в трёх измерениях

Взрыв, с момента инициации которого прошло полсекунды. Внешняя «полупрозрачная поверхность» – не что иное, как фронт ударной волны. В центре – крохотная нейтронная звезда (иллюстрация Max Planck Institute for Astrophysics).

Учёные из института астрофизики Макса Планка (MPA) воссоздали в 3D вспышку сверхновой второго типа (type II). Колоссальная энергия таких вспышек позволяет регистрировать их на большом расстоянии. Причём сами взрывы происходят редко: в галактике размером с Млечный Путь в среднем один за полвека.

Авторы, чья работа опубликована в Astrophysical Journal, исследовали на длительном временном промежутке процесс взрыва голубого сверхгиганта в 15,5 раза тяжелее Солнца. Моделирование начинается спустя считанные миллисекунды после инициации взрыва в ядре и заканчивается через три часа. Первые 500 мс процесса можно наблюдать в видеоролике.

Далее – моделирование процесса на протяжении 9000 с.

Показанное с двух разных точек смешивание вещества при взрыве сверхновой через 350 (верхние столбцы) и 9000 секунд после инициации. Зелёные поверхности – углерод, красные – кислород, синие – никель (иллюстрация Max Planck Institute for Astrophysics).

«Трёхмерная модель существенно отличается от её двумерного аналога, – рассказывает ведущий автор исследования Николай Хаммер (Nicolay Hammer). – Например, они дают разные результаты, отражающие перемещение сгустков вещества с высоким содержанием металлов. Этот эффект может влиять на ход эволюции сверхновой и её наблюдаемые характеристики».

В 3D-варианте металлосодержащие «пули» движутся быстрее, чем в двумерном, что в большей степени согласуется с экспериментальными данными. В скором времени учёные планируют провести моделирование взрывов звёзд и других типов, задавая различные начальные условия.

Читайте также про невероятный взрыв голубого чудища и 3D-модель взрыва белого карлика.

Яркие линии Титана обернулись высохшими руслами