Подтверждено поедание самой горячей планеты её солнцем

Экстремальный разогрев планеты обусловлен как близостью её к звезде, так и мощным приливным трением (иллюстрация ESA/NASA/Frederic Pont, Geneva University Observatory).

Экзопланете WASP-12b осталось жить всего 10 миллионов лет. Так полагают исследователи, добавившие новых деталей к открытию удивительного феномена — пожиранию газового гиганта своей родной звездой.

WASP-12b — одна из самых жарких планет в Млечном Пути, если не самая раскалённая. На её поверхности, по некоторым данным, более 2500 кельвинов. С ней примерно сравнятся лишь кипящая Суперземля да чёрный Сатурн. Но завидовать рекордсменке не стоит. Как следует из недавней работы, совместившей теоретические выкладки с параметрами орбиты WASP-12b и информацией о её звезде, последняя попросту поедает свою дочку.

Теперь же другая команда астрономов, ведомая Кэрол Хасвелл (Carole Haswell) из британского Открытого университета, подтвердила тот вывод, впервые пронаблюдав за экстремально расширенной атмосферой WASP-12b.

WASP-12b несколько крупнее и тяжелее Юпитера, но внешние слои атмосферы этого гиганта вытягиваются очень далеко в космос, образуя своего рода закручивающийся хвост, падающий на близкое (всего 3,4 млн км) солнце (иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon/STScI).

Помог в открытии ветеран Hubble и его новый прибор — Cosmic Origins Spectrograph, нарисовавший портрет системы WASP-12 в ультрафиолете.

«Мы определили химические элементы, никогда не виденные на планетах за пределами нашей Солнечной системы», — заявила Хасвелл о спектре экзосферы WASP-12b, в котором нашлось множество линий поглощения металлов: магния, натрия, олова, марганца, иттербия, скандия, алюминия и ванадия. Особенности спектра указывают на большое поглощающее облако, окружающее планету. Элементы, найдённые в нём, присутствуют также и в атмосфере звезды (подробности — в статье в Astrophysical Journal Letters).

Узнайте, как астрономы разглядели страшное затмение сверхгиганта, самую горячую звезду Галактики и получили первые прямой спектр экзопланеты и портрет магнитного поля другой звезды.

К МКС отправлен новый российский модуль