Создан транзистор из семи атомов

Опытный образец устройства. Семь атомов фосфора находятся в центральной ямке (фото CQCT).

Крохотный транзистор, состоящий всего из семи атомов, разработали специалисты из университетов Нового Южного Уэльса (UNSW) и Висконсина в Мэдисоне (UW Madison).

Как сообщается в пресс-релизе, чтобы построить устройство, учёные заменили в кристалле семь индивидуальных атомов кремния на атомы фосфора. Для этого трюка пришлось использовать сканирующий туннельный микроскоп.

Хотя этот транзистор – не самый маленький из когда-либо созданных, в таком масштабе миниатюризация транзистора на кремниевой подложке происходит впервые. Другие эксперименты уходили куда дальше от привычных технологий.

Мишель Симмонс (Michelle Simmons), директор центра технологии квантовых компьютеров (CQCT), где непосредственно был проведён эксперимент (фото Peter Morris).

Тогда как сама технология размещения отдельных атомов на подложке при помощи такого микроскопа существует уже около двух десятилетий, до сих пор никто не сумел использовать её для создания полноценных работающих устройств атомного размера, способных обрабатывать входные данные из макромира.

Прежде всего авторы нового прибора рассчитывают, что он пригодится для создания более мощных, чем существующие, вычислительных устройств и, разумеется, в том числе вожделенного квантового компьютера.

Статья учёных опубликована в Nature Nanotechnology. Стоит вспомнить, что не так давно другая команда исследователей разработала диод из одной молекулы. Читайте также про любопытные транзисторы: беспереходный и одноэлектронный.

Впервые взломана система распределения квантовых ключей