У шимпанзе открыто подражание кумирам

Возможно, дальнейшие исследования повадок обезьян прольют свет на феномен поп-кумиров с биологической точки зрения (иллюстрация naiveamoeba/Deviantart.com).

Команда учёных из США и Великобритании выяснила, что подражание особям с более высоким статусом – отнюдь не прерогатива людей. Любопытные результаты удалось получить в американском национальном исследовательском центре приматов (Yerkes National Primate Research Center).

В ходе опыта группу шимпанзе заставили наблюдать за двумя самками – старой и молодой. Первую учили для получения еды помещать пластиковые стержни в пятнистый сосуд, вторую же – в полосатый. Спустя всего двадцать минут остальным обезьянам тоже позволили подойти к ведёркам.

В пятнистом оказалось гораздо больше стержней. Контрольный эксперимент с другой группой обезьян и перестановкой сосудов дал аналогичные результаты – шимпанзе внимательно приглядывались к поведенческой стратегии самого опытного своего сородича и старались её копировать.

Схема проведённого эксперимента, где A) участники получают стержни у учёного, B) помещают их в нужный сосуд и (C) получают награду-банан (иллюстрация Horner et al./PLoS ONE).

Хотя в учёном мире распространено мнение, что обезьяны чаще всего копируют поведение лидера из соображений подчинения, авторы новой работы (опубликованной в PLoS ONE) полагают – по крайней мере, в вопросах добычи пищи шимпанзе склонны приглядываться не к «силовым», а к «житейски мудрым» авторитетам, в определённом смысле — кумирам.

Те самые участницы эксперимента – почтенная Джорджия (слева) и Тара (фото Yerkes Primate Research Center).

Исследовательский центр приматов в Атланте – уникальный полигон для исследования «талантов» обезьян в условиях, приближенных к естественным. Ранее там уже раскрывали роль инстинктов в социуме шимпанзе, поражались их способности распознавать своих и открывали почти человеческое чувство справедливости.

Впервые создана искусственная форма жизни