Испытаны бактерии – стимуляторы интеллекта

Не слишком хорошо изученные M. vaccae современная наука относит к группе непатогенных почвенных бактерий (фото Laura Rosa Brunet/UCL).

Исследователи из колледжа Рассела Сейджа (Sage College) продемонстрировали, что бактерии рода Mycobacterium улучшают когнитивные способности мышей и помогают им быстрее преодолевать препятствия.

Новая работа развивает опыт, проведённый в 2007 году нейробиологами из Бристольского университета (UB). Им удалось показать, что введение в организм мышей предварительно убитых нагреванием бактерий M. vaccae повышает активность определённой группы нейронов в мозге и, соответственно, уровень нейромедиатора серотонина.

Как сообщили тогда учёные в статье, опубликованной в Neuroscience, «тест на принудительное плавание» показал: активность мышей под воздействием M. vaccae заметно превосходила таковую в контрольной группе.

К микобактериям относится значительное число видов, но наиболее известные из них знамениты в основном печально, как, например, возбудители туберкулёза M. tuberculosis (на снимке) и проказы (M. leprae) (фото CDC/George Kubica).

В нынешней серии опытов приняли участие 20 грызунов, разделённых на две равные группы. Представителей первой кормили хлебом с M. vaccae, второй – обычным кормом. Учёные оценивали способность к усвоению информации по тому, насколько быстро мыши проходили лабиринт.

На последнем собрании Американского общества микробиологии в Сан-Диего исследователи сообщили, что «бактериальная» группа мышей справлялась с заданием почти вдвое быстрей, чем контрольная. Для того чтобы результаты сравнялись, грызунам понадобился почти трёхнедельный «отпуск».

Читайте также о других любопытных примерах благотворного воздействия бактерий на пчелиных волков и растения (правда, в тех случаях отношения носят характер скорее симбиотический).

У шимпанзе открыто подражание кумирам