Открыт древнейший предок головоногих

«До самого ближайшего времени нам был известен только один сохранившийся образец N. pteryx, найденный ещё в начале ХХ века и описанный только в 1976 году», – говорит ведущий автор исследования Мартин Смит (Martin Smith) (иллюстрация Marianne Collins).

Специалисты из университета Торонто (U of T) и Королевского музея Онтарио (ROM) после тщательного изучения заново классифицировали крошечное существо Nectocaris pteryx, причислив его к головоногим Cephalopoda.

Плохо сохранившиеся останки этого животного возрастом в 505 миллионов лет впервые были найдены в Британской Колумбии, в толще так называемых сланцев Бёрджес (Burgess shale). Они обладали признаками как членистоногих, так и хордовых, что затрудняло классификацию.

Если выводы нынешнего исследования верны, биологам придётся пересмотреть многие представления о развитии головоногих. Дело в том, что у N. pteryx (окаменелость которого представлена здесь) нет ни раковины, ни радулы – аппарата, служащего для соскребания и измельчения пищи (фото Jean-Bernard Caron).

За последние 30 лет учёные собрали и описали целую коллекцию из 91 нового образца N. pteryx, найденных в этом регионе. Как выяснилось, животное вырастало в среднем до 4 сантиметров и обладало парой длинных щупалец с текстурированной поверхностью. У N. pteryx были стебельчатые глаза и заострённые плавники.

Главное, что удивило специалистов, – у N. pteryx нашёлся характерный для головоногих трубчатый орган (сифон). По мнению палеонтологов, чья статья опубликована в Nature, этот вид всё же стоит отнести к примитивным головоногим моллюскам.

В свете открытия авторы работы также оценили заново классификацию двух других загадочных обитателей кембрия — Vetustovermis и Petalilium, найденных некогда в Австралии и Китае. Вместе с Nectocaris pteryx они образует кладу Nectocarididae, продлевающую эволюционную историю цефалоподов по меньшей мере на 30 миллионов лет в прошлое, а возможно, даже до самого начала кембрийского взрыва, — утверждают палеонтологи в пресс-релизе музея Онтарио. (Узнайте также об общем предке осьминогов, живущем и поныне.)

Испытаны бактерии – стимуляторы интеллекта