Раскрыта тайна уникальной звезды

Два компонента NLTT 11748 обращаются вокруг общего центра масс за 5,6 часа (иллюстрация Steve Howell/Pete Marenfeld/NOAO).

Первая затменная переменная, являющаяся системой из двух белых карликов, «поймана» астрофизиками из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB). Находка примечательна тем, что одна из этих звёзд относится к очень редкому типу, впервые позволившему напрямую измерить свой радиус.

Открытие было сделано при наблюдении за NLTT 11748 — редким видом белого карлика, ядро которого состоит из гелия, а оболочка из водорода. Масса этого объекта нетипично мала для белых карликов — 0,1-0,2 массы Солнца. Учёные измеряли его яркость с короткими (одноминутными) интервалами и обнаружили регулярные провалы. Дальнейший анализ кривых блеска и измерение колебаний лучевой скорости показали — это действительно двойная система.

Второй, почти невидимый компонент — это классический белый карлик с углеродно-кислородным ядром. Его масса равна 0,65-0,77 массы Солнца, а диаметр примерно соответствует земному. Светит он почти в 30 раз слабее первичного тела (хотя куда массивнее его), а потому второй объект долго не замечали.

Авторы работы считают, что изучение этой двойной системы позволит узнать много нового о конечной стадии эволюции звёзд солнечного типа. По-видимому, обмен материалом и потеря массы в этой паре исходных звёзд привели к формированию двух белых карликов столь различного вида.

Интересно и будущее этой пары. Вращаясь, они излучают гравитационные волны и медленно сближаются друг с другом. Через 6-10 миллиардов лет они должны слиться воедино. Вероятно, это будет впечатляющая катастрофа.

Астрономы особенно рады, что затмения позволили высчитать поперечник редкого гелиевого собрата, с которого собственно всё и началось. Оказалось, что он равен 4,3-4,7 диаметра Земли, а это соответствует теоретическим ожиданиям для объектов такого типа. Детали раскрывает пресс-релиз университета и статья в Astrophysical Journal. (Читайте также о самой маленькой двойной звезде с пятиминутным периодом обращения компонентов.)

Открыт год длиной 17 часов