Парнокопытные киты приходятся двоюродными братьями речным лошадям

Трудно поверить, но кит — самый близкий родственник гиппопотама из ныне живущих существ, а вовсе не лошади или свиньи (фото с сайта artofthesea.com).

Археологи нашли свидетельство, которое позволит, наконец, отбросить старые представления, что, мол, гиппопотам по происхождению связан со свиньей или её близким родственником — южноамериканским пекари.

Найденные окаменелости указывают на — кита, в качестве самого близкого современного родственника.

Экстраординарную работу опубликовали Жан-Рено Буассери (Jean-Renaud Boisserie) из университета Калифорнии в Беркли (University of California, Berkeley), Мишель Брюне (Michel Brunet) из парижского университета Пуатье (Universite de Poitiers) и Фабрис Лихоро (Fabrice Lihoreau) из университета Нджамены (Universite de N’Djamena), Чад.

«Проблема с гиппопотамами в том, что если вы смотрите на общую форму животного, его можно связать с лошадьми (так думали древние греки), или свиньями (так думают современные учёные), в то время как молекулярная филогения показывает его близкое отношение к китам, — объясняет Буассери. — Но животные из семейства китовых (киты, дельфины…) даже близко не похожи на гиппопотамов».

Есть промежуток в 40 миллионов лет между окаменелостями ранних животных из семейства китовых и ранних гиппопотамов. Новое исследование впервые заполняет его и находит неожиданно близкую связь между этими животными.

Исследователи, опираясь на недавние археологические находки, обосновывают свою версию, что киты и гиппопотамы имели общего (очень любящего воду) предка примерно 50 — 60 миллионов лет назад, который раскололся на две группы: это были ранние животные из семейства китовых, которые, в конечном счёте, отвергли землю стали полностью водными; и большая и разнообразная группа четвероногих животных, называемых антракотерами (anthracotheres).

Последние, похожие на свиней животные, процветали 40 миллионов лет и развились в 37 различных родов на всех континентах кроме Океании и Южной Америки. Но все они вымерли менее 2,5 миллиона лет назад, оставив только одного потомка: гиппопотама.

9-миллионолетний окаменевший череп anthracotheres (вверху) и череп гиппопотама. Трудно не заметить сходство, особенно в строении глазниц, которые «помещают» глаза повыше, для удобства наблюдения за берегом, когда почти всё тело скрыто под водой (фото с сайта berkeley.edu).

Работа Буассери заметно поправляет генеалогическое древо жизни: французские учёные помещают китов прямо в пределах большой группы парнокопытных млекопитающих, известных вместе как Artiodactyla.

Сюда входят коровы, свиньи, овцы, антилопы, верблюды, жирафы и многие большие животные Земли.

Вместо того, чтобы отделять китов от остальной части млекопитающих, новое исследование поддерживает предложение, прозвучавшее ещё в 1997 году — разместить безногих китов и дельфинов в группе по имени Cetartiodactyla.

«Наше исследование показывает, что эти группы не столь уж несвязанны, как думают морфологи, — говорит Буассери, обращаясь к учёным, которые классифицируют организмы, основываясь на их физических особенностях или морфологии. — Животные из семейства китовых — парнокопытные, но очень „отклонённые“ парнокопытные».

Предыдущие заключения биологов о близкой связи гиппопотамов и свиней базировалось, прежде всего, на анализе вида зубов.

«Но в этом специфическом случае, вы не можете полагаться на зубы, — утверждает Буассери. — Зубы — наилучшим образом сохраняющиеся и самые многочисленные окаменелости. Анализ зубов очень важен в палеонтологии, но они подвержены влиянию большого количества внешних процессов и могут быстро „приспособиться“ к условиям среды обитания.

Потому большинство особенностей зубов — совсем не надёжные признаки отношений между главными группами млекопитающих».

Поскольку в последние десятилетия учёные нашли много окаменелостей ранних гиппопотамов и anthracotheres, стали говорить, что гиппопотамы — потомки anthracotheres. И всё казалось правильно, но тут случился форменный беспорядок.

В 1985 году Винсент Сарич (Vincent Sarich) из Беркли, пионер в области молекулярной эволюции, ныне профессор антропологии, проанализировал белки крови и увидел близкие родственные отношения между гиппопотамами и китами.

Последующий анализ митохондриальной, ядерной и рибосомной ДНК только «укрепил» это открытие. Но хотя большинство биологов теперь соглашается, что киты и гиппопотамы — двоюродные братья, они продолжают жёстко спорить о том, как всё же киты и гиппопотамы связаны, и куда их нужно помещать в пределах копытных.

Главный «контрольно-пропускной пункт» на пути к соединению китов с гиппопотамами — нехватка любых окаменелостей, которые оказались бы промежуточными между ними.

Было о чём подумать, ведь такая связь означала, что одно из главных ответвлений млекопитающих – то, которое пришло к самой успешной повторной адаптации к жизни в воде, ведёт своё происхождение глубоко в пределах группы парнокопытных, что с точки зрения морфологии нельзя было признать.

Генеалогическое древо современных китов и их двоюродного брата, гиппопотама, показывает, как ныне вымершие антракотеры связывают этих животных (иллюстрация с сайта berkeley.edu).

Работа Буассери, наконец-то, согласовывает свидетельства, принесённые окаменелостями, с данными генетических исследований, показывая, что киты и гиппопотамы действительно являются самыми близкими родственниками друг для друга, из ныне живущих существ.

Гиппопотамы сначала развивались в Африке 16 миллионов лет назад и резко «взорвались» в численности приблизительно 8 миллионов лет назад.

С другой стороны, как объясняет Буассери, некоторые из окаменелостей китов, обнаруженные в Пакистане в 2001 году, имеют особенности членов, подобные парнокопытным.

Буассери и его коллеги провели филогенетический анализ нового и древнего гиппопотама, кита и anthracotheres и убедительно показали, что последние — действительно и есть недостающая связь между гиппопотамами и животными из семейства китовых.

Учёные утверждают, что их работа самая полная в плане набора доказательств и открывает множество мелких деталей в ранее исследованных останках, соотнося все эти сходства с находками молекулярной биологии.

Так что теперь мы можем говорить, что у китов тоже есть копыта, пускай, и невидимые.

В Эфиопии найдены останки далёких предков людей