У мангустов обнаружена передача традиций

Для того чтобы обладать зачатками культуры, вовсе не обязательно быть родственником человека или иметь большой мозг (фото Corsin Müller).

Не только у людей, приматов, китов и дельфинов существует передача традиций от взрослых особей молодняку. Об этом 42 полосатых мангуста (Mungos mungo) «рассказали» австрийским и британским учёным. Те в свою очередь поведали об этом миру в статье в журнале Current Biology.

Этих животных биологи выбрали неспроста: известно, что у них необычная социальная жизнь. Например, когда детёныши мангустов выходят из норы, они через некоторое время образуют пары со своими старшими сородичами (дядями, родными и двоюродными братьями и так далее). Те становятся своеобразным эскортом молодняка: защищают, кормят, играют и учат жизни.

В частности, детёныши учатся у взрослых мангустов технике охоты. Питаются M. mungo разнообразной добычей, но часто попадаются жертвы с твёрдой защитной оболочкой (например, яйца или жуки-носороги). Чтобы добраться до вкусного содержания, животные либо раскусывают оболочку, либо бросают предмет на что-то твёрдое. При этом тактика у каждого взрослого своя: кто-то всю жизнь использует преимущественно один метод, кто-то оба сразу.

В эксперименте учёные использовали подобие контейнера от детского шоколадного яйца, внутрь которого клали смесь риса и рыбы. Биологи подкладывали обманку парам мангустов и фиксировали (видео здесь), какую технику применял старший зверёк.

Позже выяснилось, что молодняк, взрослея, использовал ту же методу, что и их родственник двумя месяцами ранее. Преобладающая техника сохранялась и год спустя. То есть подрастающий зверёк перенимал своеобразную культуру и традиции старших, — так интерпретируют увиденное сами авторы опыта, — причём не своих родителей.

Но ничего особенного в нынешнем открытии нет, считает один из исследователей Корсин Мюллер (Corsin Müller), ныне работающий в университете Вены (Universität Wien). Просто то, что мы считаем уникальными человеческими качествами, разбросано мозаикой по всему животному миру.

Создан логический вентиль из ДНК