В древних израильских ульях обнаружены турецкие пчёлы

В том, что пчёл в древнем Египте всё-таки разводили, учёные удостоверились лишь в 2007 году. На снимке – одно из изображений древних пчеловодов на колонне в Фивах (фото ckirie/flickr.com).

Археологи из Израиля, Германии и Бразилии обнаружили в самых древних ульях Ближнего Востока останки пчёл, три тысячи лет назад обеспечивавших мёдом египтян.

Насекомые были найдены лишь в двух ульях (единственных, не сожжённых пожаром, уничтожившим почти всю древнюю пасеку). Учёные причислили их к виду Apis mellifera anatoliaca. Но они являются «подданными» нынешней Турции, а вовсе не Сирии (как Apis mellifera syriaca, к примеру).

Получается, что древние пасечники выбрали для себя лучших пчёл (турецкие насекомые примерно в восемь раз плодовитее и не так агрессивны, как их сирийские «коллеги») и привозили их из другого места. Правда, для того чтобы заставить пчёл плодиться в тёплом и сухом климате, необходимо было обладать особыми навыками.

Вверху изображена крышка улья, через которую древние пчеловоды получали доступ к сладким заготовкам пчёл, внизу – отверстия, через которые насекомые проникали в своё убежище. Всего было найдено почти 200 ульев, в которых могли разместиться порядка миллиона пчёл (фото Hebrew University of Jerusalem).

Любопытно, что в 1900-е годы то же самое проделали и пчеловоды нового времени (первые поселенцы-евреи). Обнаружив, что сирийские насекомые не так «удобны», они вскоре сменили их на турецких медоносных пчёл.

ДНК древних насекомых, к сожалению, извлечь не удалось – огонь повредил образцы слишком сильно. А потому и «возродить» их гены в современных пчёлах не удастся. Подробности – в статье авторов исследования, опубликованной в PNAS.

Вверху: микрофотографии головы и личинки трутня. Внизу: микрофотографии головы рабочей пчелы и грудных летательных мышц (фото PNAS).

Ранее останки древних пчёл (а также паутины) находили в основном в янтаре.

Открыт древнейший рисунок птиц-великанов