Успешно испытан лазерный детектор взрывчатки

В экспериментальных условиях полифлуореновый лазер работал при оптической накачке, а чтобы оценить его характеристики, в камеру подавали газообразный азот и пары 1,4-динитробензола (ДНБ) – вещества, во многом сходного с тринитротолуолом (фото University of St. Andrews).

Новый прибор, обнаруживающий взрывчатые вещества нитроароматического ряда (в том числе тринитротолуол), сконструировали шотландские физики из университета Сент-Эндрю (University of St. Andrews).

В основе работы детектора лежит взаимодействие полупроводящего полимера (полифлуорена) и молекул регистрируемого вещества. «Дело в том, что в пространстве над взрывным устройством всегда висит облако таких молекул, – объясняет в пресс-релизе ведущий автор исследования Грэм Тёрнбулл (Graham Turnbull). – Они контактируют с пластиковой плёнкой, главным компонентом лазера, запускается процесс передачи электронов и излучение попросту гасится».

Специальную серию опытов шотландцы посвятили изучению скорости работы детектора. Интенсивность излучения лазера (после подачи ДНБ) менялась довольно быстро: через 14 секунд она падала на 20%, ещё через 32 с – уже на 40%. По словам учёных, начальные отклонения вызваны взаимодействием ДНБ и поверхности пластиковой плёнки, а последующая стабилизация (в течение пяти минут) связана с замедлением проникновения молекул вглубь полупроводника.

В реальных условиях лазерный детектор, само собой, должен восстанавливать параметры как можно скорее после контакта со взрывчаткой. Пока что полное восстановление на воздухе занимает три с половиной часа, это время сокращается до трёх минут при подаче чистого азота и до 20 секунд – в условиях вакуума.

В будущем, как предполагают авторы опубликованной в Advanced functional Materials статьи (PDF-документ), лазерные сенсоры удастся разместить на роботизированных платформах. Читайте также о необычном, но абсолютно серьёзном проекте использования пчёл как живых детекторов взрывчатки.

Физики воссоздали звук Большого взрыва