Объект в поясе Койпера удивил отражательной способностью

Детали нового исследования изложены в статье в Nature и в пресс-релизе MIT (иллюстрация с сайта nisd.net).

Космическое тело KBO 55636 устроено иначе, нежели считалось до сих пор. Новейший анализ, базирующийся на удачном наблюдении, представила международная группа астрономов.

Джеймс Эллиот (James Elliot) из Массачусетского технологического (MIT) в течение нескольких лет тщательно измерял орбиту объекта KBO 55636 и предсказал, когда и где тот пройдёт на небе «через» звезду.

Поскольку высчитать положение тени от 55636 на Земле с высокой точностью было невозможно, Джеймс собрал команду из 42 астрономов с 18 наблюдательных станций, расположенных в Австралии, Южной Африке, Мексике и США примерно вдоль пути тени.

Только два телескопа, оба расположенные на Гавайях, сумели поймать момент затмения. А длилось оно 10 секунд (кстати, ранее схожим методом астрономы зафиксировали в поясе Койпера самый крошечный объект).

Так удалось вычислить, что диаметр KBO 55636 составляет 286 километров, что заметно меньше всех прежних оценок (360-860 км). Исходя из яркости тела, приходится делать вывод, что KBO 55636 – не тёмный (из-за накопления пыли и бомбардировки космическими лучами), а очень светлый объект, покрытый практически чистым водяным льдом. Это больше «к лицу» таким телам, как Энцелад, но там за обновление поверхности отвечает криовулканизм. Такой механизм едва ли применим к обломку поперечником менее 300 км.

В поясе Койпера известно более тысячи объектов – подобных астероидам и кометам заиндевевших тел. Также там обитают карликовые планеты. Но астрономы предполагают, что общее число тел в этом районе Солнечной системы составляет десятки, если не сотни тысяч (иллюстрация Don Dixon/cosmographica.com).

Эллиот говорит, что причина высокой яркости KBO 55636 неизвестна. Можно лишь гадать, что какое-то свойство делает его лёд более стойким к «космическому выветриванию», со временем меняющему структуру подобного покрытия. Или в данной области системы эти процессы идут медленнее.

Любопытно отметить, что KBO 55636 является остатком от давней катастрофы, произошедшей миллиард лет назад. Во многих отношениях удивительная карликовая планета Хаумеа столкнулась с другим крупным объектом пояса, а её ледяная мантия произвела десятки крупных осколков — Haumea family. Как то событие связано с дальнейшей судьбой объекта и его свойствами — ещё предстоит разобраться.

Японский парусник сфотографировал себя со стороны