Птичья стая оказалась критической системой

Модель, по которой движутся птичьи стаи, – «критическая система» – встречается и в неживой природе. Так, похожие процессы протекают при росте кристаллов (фото Kris de Curtis/animalpicturegallery.net).

Летящие по небу тысячи пернатых движутся как сложная сеть связанных между собой объектов. Этот очевидный факт специалисты из Римского университета (Universita di Roma) исследовали со всей тщательностью и пришли к удивительным выводам.

Материалом для наблюдения послужили скворцы обыкновенные (Sturnus vulgaris), постоянно летающие над окраинами Рима перед заходом солнца. Днём эти птицы кормятся за городом, а затем возвращаются и, прежде чем выбрать место для ночёвки, некоторое время кружат над улицами, приглядываясь.

Cтаи были сфотографированы со скоростью 10 кадров в секунду. Затем на основе этих снимков специалисты создали трёхмерную модель поведения птиц и определили как направление их движения, так и скорость в отдельные моменты времени.

Было выяснено, что полёт каждого члена стаи находится в сложной зависимости от движения всех остальных. Если даже один скворец изменял направление или скорость, другие птицы практически немедленно поступали так же.

Учёные рассматривали стаи разного размера — от 122 до 4268 птиц — и во всех случаях пернатые двигались по одинаковым законам, то есть модель поведения не зависела от масштаба такого «коллектива», а внимание каждой птицы простиралось намного дальше непосредственных соседей.

Авторы опубликованной в PNAS работы считают, что подобная тактика перемещения даёт птицам возможность максимально быстро и интенсивно реагировать на внешние раздражители. Однако на данный момент не ясно, как у скворцов получается мгновенно отвечать на изменение движения всего одной птицы.

Заметим, что подобное поведение, если рассматривать его в сугубо математическом ключе, весьма схоже не только со сходом лавины или движением косяка рыб, но и с поведением суперорганизмов — классические примеры которых демонстрируют пчёлы и муравьи.

Биологи набросали словарь орангутангов