Запах тухлых яиц задержал эволюцию жизни

В высокой концентрации сероводород не только неприятен на запах, но и опасен для организмов, а вот в малой, что любопытно, может помочь в освоении космоса (фото с сайта dailymail.co.uk).

Обилие сероводорода в Мировом океане может объяснить, почему переход от одноклеточных к многоклеточным организмам сильно затянулся. Об этом говорят Саймон Поултон (Simon Poulton) из университета Ньюкасла (University of Newcastle) и его коллеги из Канады и Дании.

Большинство учёных сходятся в том, что жизнь возникла в воде, хотя тут имеется немало вариаций (последняя версия — гидротермальные источники на дне). Причём земной океан стал благоприятным для жизни более 3,5 миллиарда лет назад, примерно тогда же появились первые одноклеточные.

Дальнейшая эволюция была невозможна без так называемого глобального окисления. Последние работы относят это событие ко времени 2,5 миллиарда лет назад (тому поспособствовало перемещение вулканов), а 1,8-2 миллиарда лет назад свободного кислорода на Земле было уже немало. Однако многоклеточные ещё долго ждали выхода на сцену. Причина, по мнению Поултона, в том, что насыщение кислородом океана произошло существенно позже атмосферы.

Около двух миллиардов лет назад лишь верхний слой воды содержал растворённый кислород, а вот средние и большие глубины ещё более миллиарда лет были его лишены. Зато они были богаты ядовитым сероводородом, причём на огромных расстояниях от берега.

Таков вывод группы учёных, исследовавших отложения возрастом 1,83-1,88 млрд лет вокруг озера Верхнее в Северной Америке. Лишь второй большой подъём концентрации O2 в воздухе планеты помог насытить им также и океан, — объясняют авторы работы.

Первые многоклеточные возникли 635 миллионов лет назад (по некоторым данным, примерно миллиард лет), и только 540 миллионов лет назад произошёл кембрийский взрыв, в ходе которого появилось великое разнообразие групп животных. Поултон со товарищи, выпустившие статью в Nature Geoscience, считают, что новые данные о химии древнего океана помогут биологам лучше увязать эти ключевые этапы эволюции между собой.

Биологи набросали словарь орангутангов