Охотник за смертельными астероидами заработал на полную

Телескоп PS1 обладает главным зеркалом диаметром в скромные 1,8 метра, зато его высокочувствительная цифровая камера с высочайшим в мире разрешением и большим полем зрения позволяет получать отменные результаты съёмки (фото Rob Ratkowski).

Проект Pan-STARRS вступил в новую фазу. Уникальный телескоп, стоящий на вершине вулкана Халеакала, наконец-то приступил к постоянному обзору неба в поисках астероидов, угрожающих Земле.

О предстоящем начале работы этого необычного инструмента — телескопа PS1 и его камеры с матрицей на 1,4 миллиарда пикселей — мы говорили ещё осенью 2007-го. Однако после получения первых снимков последовал долгий период отладки и всевозможных проверок, перемежающийся эпизодическими научными наблюдениями (в поле зрения аппарата попадали звёзды и галактики, сверхновые и кометы).

Теперь же телескоп передан в ведение научного консорциума PS1 Science Consortium, созданного 10 институтами и университетами из США, Германии, Тайваня и Великобритании, — сообщает пресс-релиз университета Гавайев.

Несмотря на получение в 2008 и 2009 годах энного числа кадров, которые уже послужили науке, только теперь объявлено о переводе PS1 в полностью рабочий режим со съёмкой каждую ночь (фотографии Pan-STARRS).

Каждую ночь гигантская камера будет выполнять более 500 снимков. И каждый снимок покроет площадь неба в 36 полных лун, — уточняет пресс-релиз Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра. С учётом высокого разрешения это составит 4 терабайта данных каждую ночь. Астроном из Гарварда Эдо Бергер (Edo Berger) сравнил анализ такого потока с попыткой напиться из включённого на полную мощность пожарного рукава.

Гавайский остров Мауи, вершина Халеакала, 3 километра над уровнем моря: PS1 встречает рассвет. Вдали на заднем плане виднеется вулкан Мауна-Кеа на острове Гавайи, также приютивший на вершине обсерваторию. Там, вероятно, будет построен вчетверо более мощный наследник PS1 – аппарат PS4 (фото Rob Ratkowski).

Неудивительно, что непрерывно сравнивать эти снимки между собой будут суперкомпьютеры. Они автоматически выделят объекты, которые от ночи к ночи меняют положение или яркость. В ближайшие три года, как ожидается, PS1 обнаружит около 100 тысяч астероидов и сможет определить любой из них, идущий на столкновение с Землёй. Попутно будет составлен каталог на пять миллиардов звёзд и 500 миллионов галактик. Кроме того, от этого не очень уж нового новичка ожидают существенного пополнения списка комет и транснептуновых тел.

Читайте о последствиях подрыва опасных астероидов и об астероидах-невидимках, а также узнайте о том, что нам, возможно, придётся сделать с Апофисом.

Объект в поясе Койпера удивил отражательной способностью