Исследован дневной арктический сон шмелей

За передвижениями шмелей учёные следили при помощи закреплённых на их телах RFID-чипов (фото Stelzer et al./BMC Biology).

Даже если пчёл поселить там, где никогда не наступает ночь, трудяги сами устраивают себе «ночной сон», – это установили биологи Ральф Стельцер (Ralph Stelzer) и Ларс Читтка (Lars Chittka) из Лондонского университета королевы Марии.

Учёные провели не совсем обычный эксперимент: расположили ульи со шмелями видов Bombus pascuorum и B. terrestris на территории Финляндии на расстоянии 270 километров севернее полярного круга. Первый вид является родным для означенной страны, второй — завезённым.

В условиях постоянного дня пчёлы, по мнению учёных, могли бы трудиться круглые сутки, так как большее количество пищи повышает их шансы выжить в непростых условиях севера. Однако насекомые посчитали иначе: возвращались в улей и отдыхали «по ночам». Выходит, сон даёт всё же большее преимущество, например позволяет согреться или запомнить новые маршруты.

Отметим, что обитатели Арктики в течение долгих полярных дня и ночи «теряют» свой 24-часовой биологический цикл. Например, у северных оленей циркадные генетические часики и вовсе отключены. Шмели же сохранили способность точно определять смену времени суток (возможно, они ощущают небольшие температурные колебания или же изменения интенсивности света).

Сколько именно длился эксперимент, учёные не указывают. Статья авторов исследования выйдет в журнале BMC Biology.

Читайте также о том, как Читтка со товарищи установили, что пчёлы распознают лица людей, измерили скорость зрения шмелей, сделали из них параноиков и обнаружили, для чего эти насекомые используют запахи, а заодно объяснили чудо большого интеллекта маленьких пчёл.

Представлена новая методика исследования органов