Открыто использование гейзеров динозаврами

До зауроподов подобное поведение было обнаружено у некоторых ныне живущих существ. Среди них птицы вида Megapodius pritchardii, которые откладывают яйца в местах, где земля разогревается вулканом. Ещё одно доказательство родственной связи динозавров с птицами? На фото – кусочек скорлупы древнего яйца (фото с сайта discovermagazine.com).

Около 100 миллионов лет назад динозавры выращивали потомство, откладывая яйца близ гидротермальных источников в долине Санагаста (Sanagasta) в одной из северо-западных провинций Аргентины. Такой вывод сделали Джеральд Грелле-Тинне (Gerald Grellet-Tinner) из чикагского музея Филда (Field Museum) и Лукас Фиорелли (Lucas Fiorelli) из Регионального центра исследований в Ла-Риоха (CRILAR).

Палеонтологи изучили 80 кладок (в среднем 3-12 яиц), расположенных в трёх метрах от геотермальных источников. Анализ показал: кристаллы близ гнёзд образовывались при температуре 60-100 °C. Яйца «высиживались» от одного до двух месяцев. Содержание элементов в скорлупе соответствовало таковому в почве (не современной, конечно, а гидротермального цикла Гондваны, длившегося со 134 до 110 миллионов лет назад).

Диаметр яиц доходил до 21 сантиметра, при этом толщина скорлупы составляла от 1,29-7,54 миллиметра. Вероятно, после откладывания она постепенно истончалась под действием кислой окружающей среды. Это, с одной стороны, поначалу предохраняло «новорождённых», с другой – позволяло им с лёгкостью выбраться из скорлупы, когда наступало нужное время.

Геотермальные источники Санагасты занимают площадь порядка 300 тысяч квадратных метров. Гейзеры здесь напоминают йеллоустоунские. В некоторых кладках (площадью около 2м2) учёные находили разом до 35 яиц (одно из них – на врезке). Скорее всего, динозавры регулярно возвращались к гидротермальным источникам (иллюстрация с сайта discovermagazine.com).

Нигде не было обнаружено окаменелых останков самих динозавров или хотя бы эмбрионов, что не позволяет установить принадлежность яиц какому-либо виду. Впрочем, это не умаляет ценности находки. Ведь ранее учёные не имели ни малейшего представления о том, как древние ящеры выбирали места для гнездования.

В своей статье, вышедшей в молодом журнале Nature Communications, учёные предполагают, что яйца принадлежат титанозаврам – существам, достигавшим в длину 20 метров. Это единственные зауроподы, обитавшие в Южной Америке в меловой период.

Кусочек скорлупы и фотографии его частей, полученные в ходе исследования сканирующим электронным микроскопом (фото Gerald Grellet-Tinner/Lucas Fiorelli/Nature Communications).

Кстати, не так давно учёные выяснили, кто у динозавров высиживал яйца. Мы также рассказывали о хорошо сохранившемся гнезде и большой кладке окаменелых яиц, найденной Индии, а ещё о гигантском воре яиц.

Обнаружена усиленная реакция Арктики на изменение климата