Клетки свиней помогли вылечить диабет крыс

Кластеры эмбриональных клеток (ЭК) – это зачатки будущих органов, то есть не то же самое, что эмбриональные стволовые клетки (ЭСК), которые пока ещё совсем не определились со своим будущим. На фото: ЭК поджелудочной железы свиньи (фото Washington University School of Medicine).

Специалисты Медицинской школы университета Вашингтона опробовали новый способ лечения диабета. Эксперимент с крысами показал: заболевание можно побороть в два этапа и даже без использования иммуноподавляющих препаратов. Как обычно, перспективный результат обещают перенести на людей.

Учёные использовали клетки поджелудочной железы как эмбрионов, так и взрослых свиней. У подопытных больных диабетом крыс организм не мог производить свой собственный инсулин, как следствие уровень глюкозы в крови был очень высоким.

Группе из десяти особей сначала внедрили эмбриональные клетки свиней. Они оказались «невидимыми» для иммунной системы крыс, соответственно, никакого отторжения не было. По мере взросления чужие клетки поджелудочной начали производить инсулин, немного снизив уровень глюкозы, а также подготовив почву для второго «шага».

Через восемь недель после первой операции биологи внедрили грызунам островные клетки поджелудочной (islet cell) теперь уже взрослых свиней. Контрольную группу составили крысы, которым пересадили только взрослые клетки.

По прошествии дополнительных 12 недель и в течение нескольких последующих месяцев учёные наблюдали за крысами. Как пишут авторы работы в статье в American Journal of Pathology, уровень глюкозы у всех грызунов был нормальным: внедрённые и развившиеся островные клетки производили достаточно инсулина. В контрольной группе показатели по-прежнему были выше нормы – иммунная система отторгла чужие клетки.

Команда Марка Хаммермана (Marc Hammerman) сначала пробовала вылечить животных одними лишь эмбриональными клетками, но такой результат не удалось перенести на приматов – слишком много им требовалось этого материала. В результате методика оказалась неэффективной.

Новый подход может дать более надёжный результат. Если технологию рано или поздно удастся перенести на человека, людям не придётся менять шило на мыло (инъекции инсулина на иммуноподавляющие препараты). К тому же свиньи в качестве доноров – довольно богатый источник островных клеток. (Кстати, «тренировать» иммунную систему реципиента с помощью внедрённых клеток учёные пробовали и раньше.)

Бесконтактные сенсоры сердца встроят в умные дома