Впервые найден орбитальный резонанс трёх планет

Близ красного карлика Gliese 876, расположенного всего в 15 световых годах от Земли в созвездии Водолея, обнаружилась ещё одна планета, которую учёные назвали Gliese 876 e. Дальнейшее изучение показало: она находится в орбитальном резонансе с двумя своими «сёстрами».

Впервые астрономы нескольких университетов США разглядели сразу три планеты, периоды обращения которых «синхронизированы», – небесные тела выстраиваются в ряд каждые 124 дня. Периоды обращения Gliese 876 e, b и c соотносятся как 1 : 2 : 4. То есть когда самая близкая к звезде планета делает четыре оборота вокруг светила, вторая успевает пробежать два и самая дальняя (e) – всего один.

При этом масса планет b и c по порядку сравнима с массой Юпитера, а вот вновь открытая планета весит примерно как Уран. Статья авторов находки выйдет в The Astrophysical Journal (пока же доступен её препринт).

Ранее учёные рапортовали об орбитальном резонансе только на примерах пар планет (среди них Плутон и Нептун). А тройное соотношение периодов в виде натуральных чисел обнаруживали лишь у спутников планет.

Читайте об открытии Gliese 876 d, а ещё о том, как Gliese 876 b некогда стала первой планетой вне Солнечной системы, чью массу вычислили астрофизики.