Открыты традиции у сурикатов

Новое исследование показывает, что сурикаты разделяют одно культурное свойство с людьми и большими обезьянами – хранение традиций (фото Alex Thornton).

Семейные группы этих созданий исправно передают новым поколениям консервативные традиции. Так утверждают биологи из Кембриджа (University of Cambridge) и проекта изучения сурикатов Калахари (Kalahari Meerkat Project), базирующегося в заповеднике Куруман (Kuruman River) в ЮАР.

Всего месяц назад учёные сообщали об обнаружении перенимания традиций у мангустов, и вот новое открытие: аналогичная передача есть и у родственников мангустов — сурикатов (Suricata suricatta).

Под традицией биологи понимают навыки и привычки, характерные для отдельной группы особей (но не для вида в целом), передающиеся не генетически, но как элемент культуры отдельной группы: через обучение, от старших к младшим, причём, совсем не обязательно от родителей к детям.

В течение 11 лет учёные следили за несколькими колониями сурикатов в пустыне Калахари. Исследователи установили, что в январе, в разгар местного лета, некоторые группы просыпаются ещё в пять утра, а другие показываются из нор позже, с разницей вплоть до часа. И самое интересное — часы побудки сохранялись неизменными в каждом семействе, несмотря на то, что со сменой поколений в нём полностью обновлялся «личный состав».

Группы, встающие позднее, компенсируют свою «лень» меньшим временем, отведённым на игры, солнечные ванны и уход за шёрсткой, предшествующие отправке на поиск еды, – говорят авторы исследования (фото Alex Thornton).

Сурикаты нередко перемещаются между группами. И оказалось, что все новобранцы на новых своих местах жительства исправно перенимали час подъёма у сородичей, что говорит об отсутствии генетической запрограммированности. Территории групп, к тому же, частично пересекались и порой какие-то пещеры использовались несколькими семействами, но каждое сохраняло собственный час подъёма, а потому различия нельзя списать на географическое удаление кланов.

Различия во времени пробуждения оставались константой даже после учёта влияния размера семейства, погодных условий и характеристик норы. И ещё, как убедились зоологи, отклонения не были связаны с наличием продовольствия на территории. Детали работы можно найти в статье в Proceedings of the Royal Society B.

Древний кит поразил учёных рекордными зубами