Успешно испытан новый метод поиска экзопланет

Так выглядит орбита WASP-3b с Земли (фото с сайта superwasp.org).

Первые свидетельства существования второй экзопланеты в системе жёлтого карлика WASP-3 представила команда астрономов из Польши, Германии и Болгарии под руководством специалистов из Йенского университета Фридриха Шиллера (FSU Jena).

WASP-3 находится в созвездии Лиры в 700 световых годах от Солнца. Первая экзопланета у этой звезды была найдена в 2007 году и получила стандартное обозначение WASP-3b. Почти вдвое превышая по массе Юпитер, она совершает один полный оборот вокруг светила за 1,85 дня.

В новой работе специалисты использовали предложенный в теории ещё несколько лет назад непрямой метод поиска TTV (transit timing variation — вариация времени транзита). Он основывается на гипотезе, что многократные наблюдения транзита (прохождения планеты на фоне звезды) будут давать одинаковые (с определённой погрешностью) параметры прохождения, если в системе нет других экзопланет.

Если посторонний объект всё-таки гравитационно воздействует на уже известную планету, то астрономы смогут обнаружить изменения временных характеристик транзита и вычислить свойства нового тела. TTV-метод привлекателен своей высокой чувствительностью: планета земной массы при взаимодействии с газовым гигантом может вызывать колебания, надёжно регистрируемые и небольшими телескопами.

Авторы, чья статья опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пронаблюдали шесть транзитов WASP-3b, задействовав 90-сантиметровый телескоп в Йене и 60-сантиметровый телескоп болгарской обсерватории Рожен. Обработка результатов показала: с полученными данными согласуется модель, при которой в системе имеется вторая экзопланета (условно названная WASP-3c). Её масса должна равняться примерно пятнадцати земным, а орбитальный период в два раза больше, чем у WASP-3b (3,75 дня).

Учёные планируют проверить свою догадку при помощи более сильных телескопов. Заметим, что несколько лет назад TTV-метод уже был апробирован при открытии у планеты из горячего льда GJ436b соседки, небольшой жаркой Суперземли Gliese 436 c, но убедительно доказано существование последней так и не было. Читайте также про другой уникальный метод «планетной охоты».

Титаны-пропеллеры в кольцах Сатурна намекают на прошлое Солнца