Открыты уникальные белки для борьбы с ВИЧ

Открытие может помочь в создании вакцины от ВИЧ и даже новых лекарств. Метод поиска антител также может быть использован для создания вакцин и от других болезней (фото nomadpicturestudios/Flickr.com).

Исследователи нескольких университетов и медицинских центров США обнаружили два вида антител (VRC01 и VRC02), которые способны предотвратить заражение клетки ВИЧ-1, блокируя более 90% штаммов вируса. Также специалисты выяснили, как работает один из белков.

Напомним, что ранее учёным удавалось установить антитела, подавляющие инфицирование клеток 78% штаммов ВИЧ-1. Однако не все обнаруженные белки позволяют создать вакцину на их основе: они слишком сложны по своей структуре, и из-за этого их трудно «воспроизвести» в теле человека.

Теперь группа учёных проверила около 25 миллионов B-лимфоцитов, взятых у 15 больных с ВИЧ-1. В результате было выбрано всего 29 клеток, из которых биологи извлекли лишь три антитела с широкой «зоной охвата».

Атомная структура VRC01 (показан голубым и зелёным), связанного с ВИЧ (серый и красный). Место соединения вируса и антитела показано красным (иллюстрация NIAID VRC).

Подробности – в статьях (1 и 2), опубликованных Science, и в пресс-релизе Национального института аллергии и инфекционных заболеваний.

Прежде чем говорить о создании новой вакцины, необходимо уточнить, могут ли все больные вырабатывать названные антитела. Если это подтвердится, учёные попробуют заставить организм пациентов производить нужные белки (возможно, в несколько этапов).

Чтобы создать лучшее антитело, B-лимфоцит (на фото) обычно претерпевает от 10 до 15 мутаций. В случае с VRC01 таких «шагов» требуется порядка 66. Это, несомненно, затруднит разработку вакцины (фото Albert Einstein College of Medicine).

Кстати, мы также рассказывали об испытаниях другой вакцины от СПИДа и о том, как учёные расшифровали генетический код ВИЧ и определили строение его ключевого фермента. А ещё мы сообщали о методах борьбы с вирусом при помощи радиоактивных антител и запуска цепи мутаций, приводящих к саморазрушению.

Учёные встроили медлабораторию в бумажную полоску