Представлена лечащая повязка с нанокапсулами

Дженкинс у плазменного реактора, в котором учёные покрывают ткань капсулами, содержащими антибактериальные компоненты (фото University of Bath).

Бинт с наночастицами Bacteriosafe, способный самостоятельно обнаруживать и лечить инфекции, создала международная группа специалистов под руководством доктора Тоби Дженкинса (Toby Jenkins) из университета Бата. Европейская комиссия (EC) уже выделила на этот проект 4,5 миллиона евро.

Staphylococcus aureus и Pseudomonas aeruginosa — две наиболее часто встречающиеся в больницах бактерии. Атакуя клетки, они выпускают токсины, которые разъедают мембрану жертв. При этом дружественные организму бактерии ничего подобного не делают. Дженкинс и его коллеги решили воспользоваться этим различием.

Они создали нанокапсулы, которые содержали антибиотик азид натрия, способный погубить два вида патогенов, и внедрили их в ткань. Когда бактерии начинали свою деятельность, токсины разъедали стенки капсул и те выпускали лекарства, подавляя инфекцию. В опытах было показано, что количество бактерий быстро уменьшалось, – наблюдалось даже небольшое снижение численности Escherichia coli, не испускающей токсины.

Учёные также вживили в «нанопузырьки» краску: когда начинали работать антибиотики, она окрашивали ткань в зелёный цвет. Эта цветовая перемена способна сигнализировать докторам о начале инфекции. В этом случае не придётся тревожить рану, чтобы проверить, не началось ли воспаление, а значит, она будет затягиваться быстрее.

Принцип действия нанокапсул: живые бактерии (показаны жёлтым цветом) испускают токсины (отмечены зёлёным), которые разрывают оболочку микроскопических «пузырьков». В результате выходит действующее вещество и краситель (красный цвет). Патогены погибают (иллюстрация University of Bath).

Ещё одно достоинство: новая технология предотвращает развитие устойчивости к антимикробным препаратам. Но существует и несколько минусов. Например, ещё предстоит выяснить, насколько стабильна такая система, как долго сможет храниться умная повязка без потери эффективности. Так что до внедрения Bacteriosafe в клиническую практику пройдёт от трёх до пяти лет.

Подробнее о новинке рассказывает статья в Journal of the American Chemical Society и пресс-релиз университета Бата. Читайте также о ускорении заживления раны при помощи пакета с гелем, пептидной жидкости и синтетических тромбоцитов. И познакомьтесь заодно с повязкой-сенсором, рассказывающей врачам о состоянии раны.

Напечатаны самые быстрые транзисторы на нанотрубках