Канадцы создали холодную вакцину от бактерий

Переделанная учёными бактерия является близкой родственницей опасного для человека патогена Francisella tularensis. Последняя вполне может быть использована в качестве биологического оружия, так как легко распространяются и вызывают лихорадку (фото Larry Stauffer/Oregon State Public Health Laboratory).

Микробиологи университета Виктории (UVic) разработали вакцину, которая распространяется лишь по «холодным» частям тела. Такие препараты получали и ранее, но только для защиты от вирусной инфекции. К тому же канадцы использовали весьма необычный способ: вживили болезнетворному микроорганизму гены арктической бактерии.

Чувствительные к температуре вакцины хороши тем, что после прививки ослабленные вирусы не могут прижиться и размножиться в тех частях тела, где температура превышает некоторое пороговое значение. То есть патогены не способны жить в «горячих» лёгких, но распространяются в более холодных носу и глотке, тем самым стимулируя иммунный ответ организма.

Предотвращать таким необычным способом вирусную инфекцию учёные научились, заставив, к примеру, несколько поколений вирусов гриппа размножаться при всё снижающейся температуре. Штамм попросту разучился противостоять жаре.

Нынешняя группа биологов под руководством Франсиса Нано (Francis Nano) пошла другим путём: учёные взяли бактерию Francisella novicida и удалили из её ДНК девять генов, необходимых для восстановления и деления клеток. На их место вживили гены микроба Colwellia psychrerythraea, обитающего в Арктике. В результате изменённая F. novicida стала погибать уже при 12 °C, при норме в 45 °C.

Микробиологи ввели ослабленную таким образом бактерию в основание относительно холодного хвоста крыс и мышей и определили, что микробы не смогли просочиться в более тёплые селезёнку и лёгкие. Новый препарат подошёл в качестве вакцины: спустя три недели животным ввели смертельную дозу патогена, но они не заразились, пишут учёные в статье в PNAS.

В последнее время учёные предложили множество необычных препаратов: вакцину-имплантат от рака, вакцину для нерождённых детей, «космическую» защиту от сальмонеллы и универсальную вакцину от вируса гриппа (фото USACE Europe District/Flickr.com).

Нано и его команда планируют похожим образом создать вакцину от туберкулёза (уже проводятся опыты с Mycobacterium smegmatis – безопасной заменой M. tuberculosis). Правда, в пресс-релизе университета отмечено: сначала учёным придётся доказать, что живые бактерии не могут «потерять» своей «привитой» температурной чувствительности.

Открыты уникальные белки для борьбы с ВИЧ