Торозавр и трицератопс объявлены одним существом

Скелет торозавра, выставленный в музее штата Милуоки (фото Daniel Hendricks/Flickr.com).

Установленная ещё в конце XIX века классификация двух представителей семейства цератопсидов – ошибочна. С таким неожиданным тезисом выступили палеонтологи из университета штата Монтана (MSU), подкрепив его доказательствами.

Авторы опубликованной в Journal of Vertebrate Paleontology статьи изучили огромное количество образцов, собранных за годы раскопок в Хелл-Крик (Hell Creek) – формации на востоке Монтаны. В распоряжении палеонтологов оказалось более 30 черепов трицератопсов, останки же торозавров встречались куда реже, и, главное, костей молодых особей так и не нашли.

Анализируя микроструктуру кости, палеонтологи сравнили найденные образцы со скелетами, которые хранятся в трёх американских музеях естествознания: Peabody Museum, AMNH и NMNH.

Впервые описания трицератопса и торозавра учёные составили соответственно в 1889 и 1891 годах. Сходство динозавров сразу бросается в глаза, но костяной воротник трицератопса несколько меньше, а у торозавра в нём ещё и есть два больших отверстия с невыясненной пока функцией (иллюстрация Holly Woodward/MSU).

Как сообщают учёные в пресс-релизе университета, черепа тех трицератопсов, которые считались взрослыми, продолжали на микроуровне развиваться на момент смерти ящера. А вот черепа торозавров уже приобрели окончательный вид. Измерив их внешние характеристики, учёные убедились – торозавров нужно считать взрослыми трицератопсами. Эти курьёзные данные, очевидно, укрепляют позиции группы палеонтологов, полагающей, что число видов динозавров, живших в конце мелового периода, серьёзно переоценено.

Впрочем, не так давно мы рассказывали о противоположном случае: скелет, долгое время считавшийся останками торозавра, оказался неизвестным ранее видом. Читайте также о новом ящере с самым роскошным жабо.

Открыт динозавр с огромным жабо