Найден первый квазар — космическая линза

Голубой шар – это сам квазар, а вот красные пятнышки по бокам – отражения одной и той же очень далёкой галактики (иллюстрация F. Courbin, G. Meylan, S. G. Djorgovski, et al., EPFL/ Caltech/ WMKO).

Уникальный квазар обнаружила и описала группа астрономов из США, Швейцарии и Германии под руководством специалистов из федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL).

В случае гравитационного линзирования яркие квазары обычно становятся «линзируемыми» объектами, то есть их изображение усиливается некой галактикой, находящейся на линии наблюдения, но существенно ближе к нам. Авторы нынешней работы, напротив, отыскали линзирующий квазар.

Как сообщают авторы открытия в пресс-релизе EPFL, им помог каталог спектров небесных объектов, созданный в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. Учёные определили, что наиболее вероятным «кандидатом на линзу» будет объект SDSS J0013+1523, отдалённый от нас на расстояние в 1,6 миллиарда световых лет.

Снимки, выполненные 10-метровым телескопом в обсерватории Кека (Keck Observatory), подтвердили — этот квазар действительно является линзирующим объектом и «преломляет» изображение галактики, находящейся на расстоянии 7,5 миллиарда световых лет.

Больше информации можно узнать из ещё одного пресс-релиза и статьи, опубликованной в Astronomy & Astrophysics. Ниже представлена видеопрезентация от EPFL, в которой один из авторов исследования профессор Жорж Мейлен (Georges Meylan), рассказывает о необычном квазаре.

США построили орбитальный наблюдатель за космическим мусором