Нос NASA: перед полётом шаттлы обнюхивает особенный человек

Джорджа Олдрича именуют по-разному. Тут и «NASA’s nasalnaut», и «Nostril-Damus», и «super sniffer». А официально он — химик (фото Carlos Serrao/wired.com).

Без носа этого человека NASA вряд ли сможет возобновить полёты шаттлов. Он работает в агентстве в течение 30 лет и всё это время нюхает то, что должно попасть на космический челнок. Его прозвали «Ноздря-дамусом» и даже «носонавтом», ведь на счету «супер-нюхача» – более 770 «пахучих миссий».

«Главный наркоман» на шутки не обижается и, знакомясь, говорит: «Меня зовут Джордж Олдрич (George Aldrich), и у меня вонючая работа». В то время как другие насмехаются над его необычной профессией, Олдрич верит в её ценность: «Я бы не стал этим заниматься, если бы я не думал, что это действительно важно».

В космосе запахи изменяются, а у астронавтов нет возможности открыть форточку и проветрить помещение: «Подвергание неприятным ароматам может стать причиной болезни людей, — объясняет главный нюхач NASA. — Спросите русских. Им пришлось прервать миссию в 1976 году из-за отвратительного зловония».

Проблемы с запахом у экипажа «Союза-21» Бориса Волынова и Виталия Жолобова и в самом деле были. Но миссию пришлось свернуть не из-за вони – они терпели её больше месяца, подозревая, что виной тому – либо просочившиеся пары ядовитого топлива, либо материалы внутренней обивки.

А досрочное прекращение полёта было вызвано неожиданным отказом оборудования. Так что оставим эту «нестыковку» на совести «Ноздря-дамуса».

Далее. Следует сказать, что с детства Олдрич о нынешней профессии не мечтал и к славе «мастера обоняния» не стремился. Когда ему было 18 лет, он начал работать в пожарной охране. А тут вдруг аэрокосмическое агентство объявило набор добровольцев в «ароматический» отдел.

Фото слева сделано в 2001 году, справа — в 2003-м. Как видите, отличий мало. И так Олдрич работает более 30 лет (фото с сайтов primidi.com и spaceflight.nasa.gov).

В числе главных требований к кандидатам были отсутствие каких-либо аллергий и проблем с дыханием. Олдрич прошёл и с тех пор ни разу не проваливал так называемый «тест с 10 пузырьками» («10-bottle test»), семь из которых чем-то пахнут, а три — нет.

Испытуемый должен выделить запахи: мускусный, цветочный, эфирный, камфорный, мятный, острый и гнилостный. Таким образом, каждые 4 месяца агентство калибрует и проверяет носы своих нюхачей, а вместе с Олдричем их в NASA всего пятеро.

Работа этой команды заключается в обонятельной проверке почти всех вещей, с которыми астронавты сталкиваются во время полёта, включая ткани, зубную пасту, монтажные платы, косметику и даже чернила.

Однако некоторые объекты, не испускающие никакого запаха на Земле, в космосе запросто могут стать источниками ядовитых газов. Поэтому сначала все предметы проверяются на токсичность.

Их запечатывают в контейнеры, а затем, чтобы ускорить процесс, на трое суток помещают в духовку, нагретую до 49 градусов Цельсия. Потом выясняется, являются ли газы ядовитыми или канцерогенными, и если они безопасны, предметы подвергаются испытанию на запах.

Олдрич и его коллеги оценивают запахи по шкале от ноля до четырёх: незаметный — это 0, потом идут едва или легко обнаружимые, нежелательный и, наконец, 4 — агрессивный или наступательный. Четвёртый уровень Олдрич прозвал «заберите-меня-отсюда» («get-me-out-of-here»).

К примеру, анализ какой-то пробки, которую NASA надеялось использовать на борту шаттла, со стороны выглядит так: химик при помощи шприца вытягивает воздух из камеры с пробкой, а потом «стреляет» этим воздухом в маску на своём лице. И нюхает.

Если оценка предмета выше 2,4 баллов, в космос он точно не полетит. Так были забракованы фотоплёнка, фломастеры и тушь для ресниц, которую хотела взять на борт корабля первая американка-астронавт Салли Райд (Sally Ride).

Конечно, NASA могло бы использовать для таких испытаний собак или «электронные носы», но агентство с большей охотой привлекает «человеческих» нюхачей, потому что астронавты – тоже люди, и никакая электроника или животное не сможет точно идентифицировать запахи, которые «оскорбят» членов экипажа.

В мае должен стартовать шаттл Discovery, так что у лучшего носа NASA работы хоть отбавляй (фото ABC News).

Помимо работы в агентстве «Ноздря-дамус» четырежды был судьёй на шутливых национальных соревнованиях «Поедателей запахов» (National Odor-Eaters Rotten Sneaker Contest) и нередко мелькает на телеэкране в качестве приглашённой звезды. Так что не такая уж скучная у него жизнь.

«Я чувствую себя телохранителем астронавтов, — признаётся Олдрич. — Впрочем, у меня всего лишь очень хороший нос. И он сохранил своё высокое качество в течение 30 лет».

Всего, что приходилось обнюхивать Олдричу, и не перечислишь: чучела животных, тампоны, лосьон после бритья, портативный компьютер IBM, альбом с фотографиями и подгузники для выходов в открытый космос.

Говорят, на его визитной карточке шаттл изображён рядом со скунсом. И имеется надпись: «Если в космической программе что-то пахнет, я должен это понюхать».

Тухлые яйца могут стать ключом к освоению космоса