Найдены самые крупные молекулы в космосе

Группа астрономов во главе с Яном Ками (Jan Cami) (он на снимке) из университета Западного Онтарио (University of Western Ontario) обнаружила молекулы-гиганты при помощи орбитального инфракрасного телескопа Spitzer (фото University of Western Ontario).

В планетарной туманности Tc 1, что лежит в созвездии Жертвенника и удалена от нас на расстояние 6500 световых лет, астрономы впервые идентифицировали фуллерены, а именно углеродные молекулы C60 и C70.

«Мы обнаружили, что в настоящее время они являются крупнейшими молекулами, о существовании которых в космосе известно учёным, — говорит Ками. — Мы особенно рады, потому что эти молекулы обладают уникальными свойствами, которые делают их важными игроками во всевозможных физических и химических процессах». (Из предыдущих рекордов такого рода стоит отметить совсем недавнее обнаружение в космосе антрацена.)

Планетарная туманность, в которой нашлись фуллерены, это остатки от сброшенной внешней оболочки старой звезды, так что в центре данного образования располагается белый карлик. Учёные считают, что облака фуллеренов — это отражение краткого этапа в жизни звезды, когда она сбрасывала слои, богатые углеродом.

Фуллерены формируются в планетарной туманности и мигрируют в межзвёздное пространство. Астрономы отмечают, что полученные спектры – очень чистые и идеально совпадают с лабораторными.
Кроме того, уточняет Space.com, два вида фуллерена составляют около трёх процентов от имеющегося вокруг данной звезды углерода. И учёным было бы интересно выяснить, какая вообще доля этого элемента «упакована» во Вселенной в виде фуллеренов (ведь это очень прочные и долговечные молекулы) (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/T. Pyle (SSC)/ESA/K. Noll (STScI)).

По словам Яна, телескопу повезло посмотреть в нужное место в правильное время. Ныне эти фуллерены находятся примерно при комнатной температуре — на идеальном уровне для обнаружения при помощи аппарата Spitzer. Но по космическим меркам этот этап в жизни облака крайне недолог: всего через 100 лет данные молекулы будут слишком холодны, чтобы их можно было бы засечь.

Круглые, как футбольный мяч, молекулы C60, также называемые бакиболами, и чуть более вытянутые (как мяч для регби) C70 впервые были открыты в лаборатории 25 лет назад (иллюстрации Wikimedia Commons).

Британский учёный Харольд Крото (Harry Kroto), один из трёх нобелевских лауреатов по химии 1996 года, получивших эту премию за открытие фуллеренов, высказался о находке: «Этот самый захватывающий прорыв предоставляет убедительные доказательства того, что бакиболы, как я давно подозревал, существовали с незапамятных времён в тёмных закоулках нашей Галактики». Справедливости ради надо отметить, что не только Крото, но многие учёные давно предсказывали присутствие фуллеренов в космосе. Однако до сих пор надёжных доказательств тому не было.

Детали исследования можно найти в пресс-релизе университета Западного Онтарио и статье в Science, а в видеоролике Ками сам рассказывает об открытии.

Открыта самая тяжёлая и яркая звезда