У млекопитающих обнаружено запасное зрение

Сечение сетчатки мыши: колбочки показаны зелёным, а крупные ганглиозные клетки – красным (фото Dkhissi-Benyahya et Cooper/INSERM).

Мыши, в глазах которых отсутствуют так называемые колбочки и палочки, способны ориентироваться в пространстве, причём именно визуально. Как им это удаётся, выяснили учёные университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University).

Оказалось, информацию об окружающем пространстве животным поставляют ганглиозные клетки, содержащие пигмент меланопсин (MCGC).

Ранее считалось, что в глазах грызунов этот тип рецепторов регистрирует лишь изменения света, которые происходят в течение длительного времени и помогают мозгу составлять график сна и пробуждений. Детектированием же света, теней, формы и цвета объектов, то есть нормальным зрением – должны заниматься колбочки и палочки.

Глава нынешнего исследования Самер Хаттар (Samer Hattar) считает, что третий тип светочувствительных клеток появился до других двух и обеспечивал простейшее световосприятие (фото Johns Hopkins University).

В своей статье в журнале Neuron авторы отмечают, что MCGC-клетки дают мозгу гораздо больше данных, а также предоставляют мышам ни много ни мало пространственное зрительное восприятие. То есть грызуны, которых ранее считали слепыми, могут видеть картинки.

Команда биологов установила это, создав мышей, в сетчатке которых отсутствовали колбочки и палочки. Учёные отправили грызунов в лабиринт и обнаружили, что те видят рычаг с рисунком, который позволяет им «сбежать из плена». Когда же в лабиринт отправили мышек и без палочек/колбочек, и без MCGC они не смогли найти выход.

Чуть позже выяснилось, что грызуны с третьим типом фоторецепторов также способны разглядеть движение вращающегося барабана. То есть ганглиозные клетки могут формировать «не резкие, но всё же качественные изображения», отмечается в пресс-релизе. (Читайте также о простейшем зрении и новой форме зрительного восприятия.)

Открыто движение гусеницы внутренностями вперёд