Расшифрован геном альпийской мумии

Одна из самых известных мумий хранится в музее археологии Южного Тироля (фото South Tyrol Museum of Archaeology).

Генетический код Отци (Ötzi the Iceman), найденного в Альпах в 1991 году, должен помочь исследователям ответить на целый ряд вопросов. Среди них — связь этого человека с ныне живущими европейцами, мутации в современных людях, накопленные со времени жизни Отци, предрасположенность древних европейцев к тем или иным генетическим заболеваниям.

Отци (Эци, Симилаунский человек, ледяной человек) был найден вмороженным в лёд, благодаря чему неплохо сохранился для своего 5300-летнего возраста. Он уже не раз служил объектом исследований. Биологи изучали особенности тела, археологи и историки радовались элементам одежды и обуви, а также снаряжению и оружию этого невольного «посланника» медного века. Постепенно восстанавливались картина его жизни и трагические обстоятельства гибели.

Но вот теперь Альберт Цинк (Albert Zink) из Европейской академии Больцано (EURAC), Карстен Пуш (Carsten Pusch) из института генетики человека университета Тюбингена (Institut für Humangenetik) и Андреас Келлер (Andreas Keller) из немецкой биотехнологической фирмы febit провернули поистине исполинский труд, секвенировав полный геном ледяного человека.

Отци сейчас и в момент находки, фрагменты его одежды и снаряжения, а также различные реконструкции его облика при жизни (фотографии South Tyrol Museum of Archaeology, crystalinks.com, Wikimedia Commons).

Учёные извлекли образец ДНК из кости таза мумии. Затем они воспользовались новой технологий SOLiD от американской компании Life Technologies, чтобы расшифровать последовательность нуклеотидов. На такую реконструкцию прежними методами ушли бы десятилетия, — говорят биологи.

«Мы имеем здесь дело со старой ДНК, которая к тому же сильно фрагментирована, — объясняет Цинк трудность задачи в пресс-релизе EURAC. — Только с помощью самой современной технологии с низким уровнем ошибок мы смогли расшифровать ДНК Отци во всей её полноте за короткий промежуток времени».

Впереди же группу исследователей ждёт самое захватывающее: в 2011 году, к юбилею находки ледяного человека, она намерена представить обстоятельный анализ полученного генома и первые выводы, способные затронуть целый ряд направлений в науке — от истории до медицины. (Кстати, не так давно ДНК-анализ выявил причину смерти Тутанхамона.)

Деревянный брат Стоунхенджа помог взглянуть на вещи в комплексе