Испытан новый метод регенерации суставов

Гиалиновый хрящ (на снимке показан кроличий) отвечает за гладкое скольжение частей сустава друг относительно друга и амортизацию ударов (фото с сайта biology.touchspin.com).

Суставная поверхность способна удивительно быстро регенерировать. Она восстанавливает повреждённое соединение без необходимости в протезировании сустава, его трансплантации или терапии стволовыми клетками. Только для этого суставу необходимо помочь. Как именно — придумала группа учёных из четырёх университетов США, финансируемая Национальным институтом здравоохранения (NIH).

Исследователи отсканировали поверхность плечевого сустава кролика, а затем с помощью компьютера точно по её форме построили пористые «биолеса» из смеси поли-e-капролактона и гидроксиапатита. Далее у группы кроликов хирургическим путём удалили суставную поверхность проксимальных мыщелоков.

Трёх животных оставили без лечения, в качестве контрольных, десяти кроликам поставили анатомически точные «леса» с коллагеновым гидрогелем, а ещё десяток подопытных получили аналогичную замену, но гель в ней был дополнен белком, называемым трансформирующий фактор роста бета-3 (TGFB3).

Через 3-4 недели все «кролики TGFB3» практически восстановили нормальное передвижение, успехи группы с «пустыми лесами» были более скромными, а в контрольной — животные продолжали хромать. Через 4 месяца суставная поверхность «зверьков TGFB3» оказалась полностью покрыта свежим гиалиновым хрящом, плотным, с приличными толщиной и прочностью. Кролики с «пустыми биолесами» вырастили лишь фрагменты хряща, а в контрольной группе его не образовалось совсем.

«Биолеса» с фактором роста привлекли на 130% больше эндогенных клеток, чем имплантат без такового белка, — рапортует пресс-релиз NIH. А ведь обычно хрящи очень тяжело регенерируют. Авторы работы полагают, что данную технологию можно будет распространить и на другие виды тканей. Детали эксперимента можно найти в статье в журнале Lancet.

Читайте также о костях из ротанга, сращивании переломов при помощи нанотрубок, искусственных сухожилиях, "микрокладке" и биоразлагаемом материале для стереолитографии.

Создан имплантируемый датчик глюкозы