Реальную cверхновую впервые препарировали в 3D

Так выглядела сверхновая в Большом Магеллановом Облаке. Видимая звёздная величина её составила +3, при том что взрыв произошёл в 163 тысячах световых лет от нас (фото ESO).

Новые наблюдения за останками сверхновой SN 1987A позволили международной команде астрономов впервые составить подробную трёхмерную картину центральной части разлетающегося облака материала.

Если ранее для «получения» сверхновой в объёме учёные использовали виртуальные модели абстрактных звёзд, то теперь они сумели выстроить образ подлинного события. SN 1987A наблюдалась в 1987 году, причём она была видна невооружённым глазом. Это была самая яркая и близкая сверхновая за 383 года.

Астрономы смогли изучить её в недостижимых ранее деталях: помог инфракрасный спектрограф с адаптивной оптикой SINFONI, смонтированный на телескопе VLT Европейской южной обсерватории (ESO). По его снимкам учёные составили 3D-модель, показавшую, что взрыв был далеко не симметричным. В отдельных направлениях он оказался существенно сильнее, а скорость разлёта вещества — больше.

Как гласит пресс-релиз ESO, первый материал, выброшенный при взрыве, развил скорость в 100 миллионов километров в час. Но даже ему потребовалось 10 лет, чтобы достичь кольца из газа и пыли, ранее сброшенного умирающей звездой. Снимки показали и вторую волну, перемещающуюся в десять раз медленнее и нагревающуюся за счёт радиоактивных элементов, созданных в результате гибели голубого сверхгиганта.

Спектрограф позволил для каждого пикселя получить информацию о природе и скорости газа вдоль луча зрения (вверху), а так как время, прошедшее с момента взрыва, известно, скорость можно было конвертировать в дистанцию от точки катастрофы. Так получилась трёхмерная картина.
Внизу данный взрыв показан в представлении художника (иллюстрации Kjær et al./Astronomy and Astrophysics, ESO/L. Calçada).

Предпочтительное направление взрыва не вполне совпадает с тем, что предсказывалось на основе предыдущих наблюдений за кольцами разлетающегося материала, — добавляет один из авторов исследования Карина Кьер (Karina Kjær) из Королевского университета в Белфасте (Queen’s University Belfast).

Но в целом такая асимметрия в процессе гибели крупных звёзд как результат крупномасштабных неустойчивостей предсказывалась в численном моделировании. Теперь же впервые она подтверждена прямым наблюдением. Детали новой работы можно найти в статье в Astronomy and Astrophysics. (Читайте также о шоу голубого чудовища, двойном взрыве, сверхновых редчайшего типа и "учебнике".)

Открыто происхождение астероидов-кентавров