Умные обезьяны поселились в доме за $10 миллионов

Руководитель эксперимента Сью Саваж-Рамбо общается с самой интеллектуальной обезьяной Канзи (фото с сайта iowagreatapes.org).

Восемь ультраинтеллектуальных обезьян начинают обживать специально построенный для них дом площадью 4 тысячи квадратных метров. 18-комнатный особняк круглосуточно контролируется 30 камерами наблюдения. Чем не «Большой Брат»?

Уникальный эксперимент, который может стереть некоторые границы между человеком и его самым близким родственником, в этом месяце начинается в центре по исследованию способностей крупных приматов Great Ape Trust, базирующемся в Айове.

Людей представляет группа исследователей во главе с американским экспертом в области поведения и интеллекта больших обезьян, доктором Сью Саваж-Рамбо (Sue Savage-Rumbaugh).

Она считает, что в случае успеха эксперимент, который должен стать самым масштабным и всесторонним научным исследованием в своём роде, докажет: многое из того, что принято считать исключительно человеческим, «не является для нас присущим от рождения».

Она говорит, что искусства и языки — это навыки, которые человечество постепенно осваивало, передавая из поколения в поколение. А что, если приматы тоже так могут?

Так новый дом для восьми бонобо выглядел в проекте... (иллюстрация с сайта iowagreatapes.org).

В центре внимания — представители одной из разновидностей шимпанзе, известной как бонобо (Pan paniscus). Эти шимпанзе родом из джунглей Конго. В дикой природе их насчитывается около 10 тысяч, в неволе — примерно 140 по всему миру, 80 живут в Соединённых Штатах.

По мнению многих учёных, бонобо больше всего походят на людей. Говорят, это — человек на 99,4%. Они постоянно издают сложные звуки, как будто разговаривают, и часто ходят вертикально на двух ногах.

...А такой он в реальности (фото с сайта iowagreatapes.org).

Некоторые биологи даже призывают классифицировать бонобо как Homo Paniscus — «маленький человек». «Так что если вы хотите найти подобное человеку существо, то это существо — бонобо», — убеждена Саваж-Рамбо, единственный учёный, изучающий язык этих шимпанзе.

Западные учёные впервые встретились с бонобо в конце 1920-х, но для африканцев на тот момент эти шимпанзе уже были героями древних легенд. Согласно одной из них, бонобо научили человека определять, какие продукты можно есть без опаски.

Все бонобо, участвующие в эксперименте (иллюстрация с сайта smh.com.au).

Итак, карликовые шимпанзе — три самки, пять самцов — прибыли в свой новый $10-миллионный дом в Айове из центра по исследованию языка университета Джорджии (LRC). Пора с ними познакомиться.

Матата (Matata) — 35-летняя самка с задатками лидера. Любимая пища — бананы, любимая игрушка — одеяло. Аликия (Elikya) — 8-летняя дочь Мататы, Миша (Maisha) – её 5-летний сын.

Панбаниша (Panbanisha) — родилась в неволе в 1985-м, любит есть яйца и играть в прятки. 7-летний Ниота (Nyota) и 5-летний Натан (Nathan) – это сыновья Панбаниши.

Пи-скей (P-Suke) — родившийся на воле в 1979 году самец. Отец Алики, Натана, Ниоты и Миши. Любимый напиток — фруктовый сок, любимая игрушка — мочалка.

Как видите, по степени запутанности родственных связей эти приматы вполне могут конкурировать с каким-нибудь бесконечным телесериалом. Не то, что с шоу в формате «Большого Брата».

Наконец, суперзвездой во всей этой компании, самым интеллектуальным в группе является 25-летний Канзи (Kanzi). Его имя на суахили означает «сокровище», и своё имя Канзи оправдывает — его считают первой в мире обезьяной, которая демонстрирует реальное понимание разговорной речи человека.

Мать двоих детей Панбаниша, таблица с «лексиграммами» и гусли (фото с сайта iowagreatapes.org).

По пониманию речи интеллект Канзи эквивалентен таковому у ребёнка возрастом 2,5 года. К примеру, когда на шимпанзе надевают наушники и просят через них указать объект, соответствующий произносимому слову, он делает это со 100-процентной точностью. Сегодня его словарь включает больше 500 слов.

Кроме того, Канзи умеет пользоваться инструментами и даже изготавливать их. Так, он может из камня сделать подобие ножа, чтобы перерезать толстую верёвку. А свои музыкальные способности Канзи однажды продемонстрировал, сыграв с Полом Маккартни.

Вот такая команда собралась в 18-комнатном доме, в котором есть кухня, где приматы могут «готовить еду» или получать её из специальных автоматов, уборная, водопад, предназначенные для лазания стены, телевизор (отобраны «Тарзан» и подобные ему фильмы), оранжерея и так далее.

С помощью таких экранов шимпанзе будут доводить до учёных свои желания (фото с сайта iowagreatapes.org).

Речевой тракт не позволяет шимпанзе копировать человеческую речь, но общаться с людьми они всё же смогут – при помощи чувствительного к прикосновению экрана, используя так называемые «лексиграммы» (lexigrams).

Это понятные обезьянам 256 символов, обозначающих что-либо от предмета до действия. Таким образом, синтезированный голос будет озвучивать их желания.

Помимо камер наблюдения, у шимпанзе будет «своя» видеокамера – её установят над входной дверью, чтобы бонобо могли видеть посетителей и пускать или не пускать их. Если сами жильцы не захотят открыть дверь, посетитель в неё не войдёт.

Кстати, первым гостем в обезьяньем доме, как ожидается, будет известный музыкант Питер Гэбриэл (Peter Gabriel). Он уже встречался с приматами в Джорджии, убеждён в существовании у них музыкальных талантов и хочет работать с ними снова.

Эксперимент, скорей всего, будет длиться в течение многих лет, сменятся нескольких поколений бонобо (в среднем они живут 50 лет). Шимпанзе разрешат спариваться, создавать семьи и «развивать культуру» — приматы получат доступ к музыкальным инструментам, карандашам и краскам.

Слева — «Кухня Панбаниши», где учёные будут помогать бонобо готовить еду. Впрочем, большая часть пищи будет готовиться на отдельной кухне в здании, недоступном для бонобо. Справа: большая комната, откуда шимпанзе получают доступ на башни, где они, как ожидается, будут спать ночью (фото с сайта iowagreatapes.org).

Учёные надеются узнать, как далеко может зайти «очеловечивание» в поведении животных, и надеются, что совершенствующиеся навыки будут передаваться от одного поколения к другому.

Исследователи уверяют, что уже есть ясное свидетельство того, что бонобо используют определённую форму языка, чтобы общаться друг с другом. Что это за язык, и предстоит выяснить. По идее, учёные со всего света смогут следить за ходом эксперимента через Интернет.

Кстати, из университета Джорджии шимпанзе приезжали в Айову по очереди, небольшими группами. Перед путешествием всем им показывали новый дом на видео.

Говорят, обезьяны смотрели на экран, не скрывая волнения. А те бонобо, что добрались раньше других, брали вновь прибывших за руку и показывали им комплекс.

У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому