Найдены следы древнейших инструментов в истории

Новое открытие указывает на весьма большой промежуток времени, в течение которого наши отдалённые предки начали экспериментировать с камнем как орудием труда, постепенно переходя от простого подбора удачных обломков к их обработке (фото Shannon P. McPherron et al./Nature).

Предки человека использовали инструменты ещё 3,39 миллиона лет назад, значительно раньше, чем считали учёные. Об открытии сообщила международная группа исследователей, которую возглавил палеоантрополог Зересеней Алемседжед (Zeresenay Alemseged) из Калифорнийской академии наук (California Academy of Sciences).

Окаменелые кости крупных млекопитающих (вроде козла и коровы) обнаружены в эфиопской области Дикика (Dikika), ранее уже известной по находке ребёнка-австралопитека. На костях учёные выявили множество царапин от каменных инструментов, оставленных в процессе отделения мяса и извлечения костного мозга. Анализ подтвердил, что это не следы от клыков хищников. К тому же из одной такой царапины были извлечены крупинки камня.

Изотопная датировка породы, в которой нашлись эти кости, принесла возраст останков от 3,42 до 3,24 миллиона лет, а вместе с другими геологическими «указателями» учёные сошлись на примерно 3,4 миллиона лет (фото Shannon P. McPherron et al./Nature).

Надо сказать, что самые древние каменные орудия на данный момент датированы 2,5-2,6 миллиона лет. Найдены они были в эфиопском регионе Гона (Gona), расположенном недалеко от Дикики. В соответствии с возрастом этих предметов первое сознательное изготовление и использование орудий труда приписывалось первому же представителю рода Homo — человеку умелому.

Теперь же честь раннего применения каменных орудий следует отдать виду Australopithecus afarensis. Правда, самих инструментов на участке с костями животных найдено не было, так что остаётся открытым вопрос — изготавливал ли австралопитек камни с острыми гранями сам или просто подбирал подходящие образчики в природе.

А вот что определённо следует из открытия — Australopithecus afarensis употребляли мясо. Ранее их считали вегетарианцами. Старейшие же следы разделки животных каменными инструментами (опять-таки кости с отметинами) до сих пор насчитывали возраст 2,5 миллиона лет (их некогда нашли в районе Боури (Bouri), что лежит недалеко и от Дикики, и от Гоны), и, соответственно, считались признаком «пионерского» перехода на мясную диету у представителей рода Homo.

Самые известные экземпляры австралопитеков – Lucy (вверху слева) и Selam (это тот самый ребёнок, что упомянут выше). Хотя возраст костей Селам 3,3 миллиона, а Люси – 3,2 млн, за Селам закрепилось прозвище «ребёнок Люси» или «дочка Люси» (справа показаны её череп и реконструкция лица).
Нынешние кости животных, вызвавшие такой переполох, были обнаружены всего в 200 метрах от места находки Селам и в нескольких километрах от Люси. Учёные говорят, что следы каменных инструментов раскрывают новые стороны жизни австралопитеков и по поведению придвигают их намного ближе к людям (что и отражено на рисунке внизу) (иллюстрации с сайтов wikipedia.org, calacademy.org).

Детали работы раскрывают пресс-релиз академии и статья в Nature. (Читайте также о следах крови животных на инструментах возрастом 2 миллиона лет, об орудиях первых пещерных людей и старейших каменных ножах, а ещё о переносе изобретения готовки на огне.)

Учёные раскопали спальню неандертальцев