Открыт ген устойчивости к антибиотикам

E. coli, наиболее частый носитель загадочного супергена (фото Wikimedia Commons).

Специалисты медицинской школы при Кардиффском университете (Cardiff School of Medicine) нашли новый ген, который, ни много ни мало, превращает бактерии в «монстров», устойчивых ко всем известным сегодня антибиотикам, включая даже карбапенемы, обладающие самым широким спектом антимикробной активности.

Ген, окрещённый New Delhi metallo-beta-lactamase (NDM-1) был выявлен у бактерий группы кишечных палочек, в свою очередь взятых у британцев, вернувшихся на родину после оказания им медицинских услуг (в основном, пластической хирургии) в Индии или Пакистане. Кроме того, на текущий момент ген уже найден у жителей Австралии, Канады, США, Нидерландов и Швеции.

Как сообщается в пресс-релизе университета, специалисты собрали образцы бактерий у больных в клиниках индийских городов Ченнае и Хариане и у пациентов, которые обращались в британскую национальную справочную лабораторию (в промежутке с 2007 по 2009 год).

Результаты анализа показали 44 NDM-1-позитивных пациента в Ченнае, 26 – в Хариане, 37 – в Великобритании и 73 – в разных городах Бангладеш, Индии и Пакистана.

Хотя сейчас никакой опасности NDM-1 не представляет, учёные опасаются, что он может передаться бактериям (за счет гориз онтального переноса генов), и без того устойчивым ко многим антибиотикам. А это приведёт к появлению и эпидемическому распространению инфекций, практически не поддающихся лечению.

Авторы, чья статья опубликована в Lancet Infectious Disease, призывают научное сообщество уже сейчас провести тщательное международное исследование как супербактерий, несущих NDM-1, так и самого гена. (Читайте также о необычной стратегии применения антибиотиков и обмане коллективного разума бактерий.)

Обнаружено лучшее обучение пчёл по утрам